О кальвинизме

Бог создал человека по образу Своему, возлюбил его, и даже когда человек согрешил и отпал, Бог не оставил людей, но принял на Себя наказание за них (Рим.5:8; Ис.53:5; 1Пет.1:18,19). Но человек настолько греховен, что даже не может ответить «да» на Божий призыв и самостоятельно избрать жизнь и свет, потому что «если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:20). И Бог приходит на помощь человеку, помогая ему осуществить выбор. С.В. Санников пишет: «Поэтому Бог, любя людей, сделал еще один шаг навстречу грешнику. Он не только оправдал людей Кровью Христа (Рим.5:9), но и послал в мир благодать, которой спасает грешника (Гал.1:15). То есть Он не только приготовил дар спасения на кресте, но и доносит этот дар спасения до каждого человека (Еф.2:8,9). Но как Бог это делает? Если человек настолько испорчен, что не может даже проявить свободную волю, чтобы принять этот дар, то, может быть, Бог «насильно» вручает дар спасения, то есть просто навязывает его? Так думают, кто считает, что благодать неотвратима. Но в Послании к Ефесянам ясно сказано, что благодать спасает нас «через веру», то есть с участием самого человека… Может быть, человек не до конца греховен и сохранил частичку свободной воли? Ведь даже строгие приверженцы двойного предопределения признают у человека наличие свободной воли после грехопадения, но они верно подмечают, что это не свобода выбора между хорошим и плохим, а между плохим и еще худшим! То есть, с одной стороны, Библия указывает на полную греховность человека, а с другой — она отвергает идею насильственного спасения. Чтобы разрешить это логическое противоречие, надо попытаться понять, как действует Божья благодать… Когда Дух Святой доносит благодать Божью до сердца человека, он становится таким же свободным, как и Адам в раю, но если человек отвергнет благодать и не примет решения быть с Богом, то он снова становится рабом греха и потеряет мгновение свободы. Поэтому Писание призывает отворить дверь сердца, когда услышишь стук Божий» [48, с. 157, 159]. Как бы там ни было, получает человек возможности, близкие к Адаму в раю или нет, но важно одно: Бог посредством действия предваряющей благодати дает возможность человеку принять дар веры, покаяния и ответить на Божью милость верой или неверием, согласием или отвержением, проявив свою волю и выбор. При этом спасение человека является обусловленным. Как только человек с помощью благодати, предшествующей возрождению, понимает истину о Христе, он может лично согласиться с ней или отвергнуть ее.

Предваряющая благодать для всех дает возможность выбора и делает человека ответственным за свой выбор, который осуществляется через веру. Вера имеет две стороны: она является даром Божьим, но она является и проявлением личных качеств человека, потому что в конечном счете уверовать должен сам человек как личность. Более подробно об этом будет рассмотрено ниже при анализе четвертого пункта кальвинизма. Сейчас же мы остановимся на том, что в силу действия предваряющей благодати на всех людей каждый человек с Божьей помощью может осуществить свой выбор. И только с учетом этого можно принимать тезис о полной греховности человека. Эта возможность выбора при действии предваряющей благодати на грешного человека доказывается Писанием, свидетельствующем о выборе человека при принятии веры или отвержении Божьей благодати и спасения. Писание приводит много случаев с возможностями человека ответить Богу, совершить свой внутренний ответ, в результате которого Бог дарует спасение. Если бы не было возможности выбора, то все эти призывы и возможности для проявления воли не имели бы смысла:

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто