О музыке в церкви

Богу всегда было неугодно смешивание чистого с нечистым. И когда Израиль в своем заблуждении осмеливался чтить Святого Бога нечистыми способами языческого идолопоклонства, то Бог проявлял Свой гнев и осуществлял наказание. Такое соединение музыкального идолопоклонства со служением Богу прослеживается тогда, когда Израиль поклоняется золотому тельцу. При этом, следуя примеру языческих народов, евреи пели и танцевали. Израиль собирается как бы отпраздновать праздник Господу (Исх.32:5). Но они делают это по примеру язычников. Они ставят себе золотое изображение «бога» и проводят языческое поклонение с песнями и плясками, как были научены этому в Египте:

Исх.32:5-8,17,18 «Увидев это, Аарон поставил перед ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: «Завтра праздник Господу». На другой день они встали рано, и принесли всесожжения, и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: «Поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: „Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!“» И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: «Крик войны в стане». Но Моисей сказал: «Это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих».

Музыка способствовала тому, что люди доходили до экстаза и религиозного поклонения, вплоть до порабощения демоническим духом и до идолослужения. Отчасти это происходило при содействии музыки в известном библейском эпизоде перед поклонением золотому истукану Навуходоносора, где использовался большой языческий оркестр прославления для поклонения:

Дан.3:5,7 «В то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфоний, и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь».

Упоминание о неугодном Богу использовании музыки при неверном поклонении мы встречаем в словах Господа, сказанных через пророка Амоса:

Ам.5:23 «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать».

Из этих примеров Ветхого Завета мы видим, что не всякой музыкой можно прославлять Господа, потому что музыка не является нейтральной. Как ранее, так и сейчас существует музыка, имеющая Божественный и небожественный источники происхождения.

Мы также видим, что в Ветхом Завете прослеживается и другой, духовный и угодный Богу вид музыки. Сначала мы находим ее в песне спасенного народа, когда он был спасен Богом в Чермном море:

Исх.15:1,2,20,21 «Пою Господу, ибо Он высоко вознесся: коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. И взяла Мариамь пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь пред ними: пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

Это была музыка и песня для прославления, благодарности и почтения Бога. Подобную песню, прославляющую дела Господни, мы находим в исполнении Божьего народа:

Чис.21:17 «Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему».