О музыке в церкви

Девора и Варак прославили Господа песней:

Суд.5:1,2 «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сиими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение; прославьте Господа!»

Различная музыка по-разному влияет на человека: в одних случаях она благотворно воздействует на дух человека, в других — вызывает плотские чувства и греховные ассоциации. Мы находим в Ветхом Завете примеры благотворного влияния музыки на сердце человека:

4Цар.3:15 «Теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея».

1Цар.16:23 «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». Конечно же, Бог использовал Свою силу для того, чтобы удалить злой дух от Саула, но музыка при этом способствовала Саулу иметь хорошее состояние. Однако даже хорошая музыка не всегда может остановить действие злых сил, что видно на примере отношений Саула к Давиду (1Цар.18:10; 1Цар.19:9).

Итак, в Ветхом Завете мы видим как положительное, так и отрицательное воздействие музыки на людей. Так, некогда Мариамь с женщинами прославила Господа, Который вывел их из рабства (Исх.15:20,21), но вскоре, однако, народ стал поклоняться золотому тельцу и стал играть перед идолом:

Исх.32:6,7 «На другой день они встали рано и принесли всесожжения, и привели жертвы мирные; и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской». По этому поводу Апостол Павел пишет: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор.10:6,7).

Пророк Исаия возвещает горе тем, которые не взирают на Господа и увеселяют себя: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дело Господа они не взирают» (Ис.5:11,12). Конечно же, при этом использовалась соответствующая музыка, которая была созвучна пиршествам и была ненавистна Богу.

Если современный музыкально-развлекательный настрой богослужения не помогает глубокому осмыслению духовных истин, а только мешает, подогревая у людей желание удовлетворить свои похоти, то такая музыка является неугодной Богу и ее нельзя назвать нейтральной по причине ее отрицательного воздействия. Далеко не всякая музыка может славить Бога.

Ветхий Завет охватывает длительный период, в течение которого культура Иудеи значительно менялась. На процесс формирования древнееврейской музыки оказывали влияние языческие народы Ассирии, Вавилона, Египта, Финикии. Языческие народы не смогли подняться в музыкальном отношении на тот уровень, на который поднялся народ Божий. Культура евреев всегда зависела от духовного состояния народа и от степени близости с Богом. Музыка, которая существовала в древние времена, уже не была нейтральной. Ученые исследователи отмечают, что характер музыки был связан с тем, кому служила музыка. «Самою роскошною и к тому же наиболее опьяняющей и возбуждающей чувства и нервы была, по-видимому, музыка финикийцев. Это не может казаться нам странным, зная, что их музыкальное искусство стояло в тесной связи с культом Астарты, финикийской Афродиты. Мужчины и женщины, принимавшие участие в процессиях в честь этой богини, проходили при оглушительных звуках свистков, двойных флейт, кимвалов, литавров и побрякушек по улицам больших приморских городов, и беспрерывный гром этих инструментов возбуждал их дикий, безнравственный фанатизм до такой степени, что богомольцы, пилигримы и танцующие бичевали себя при этом до крови или изувечивали себя мечами.