О музыке в церкви

Для храмового служения использовались только вышеназванные четыре инструмента. Естественно предположить, что эти храмовые инструменты отличались от современных инструментов, которые используют харизматы в своих шумных поклонениях. Другие инструменты, кроме храмовых, также использовались евреями, но они использовались для различных гражданских праздников и шествий. Но в Храме было позволено быть лишь определенным инструментам. Это ограничение было подтверждено царем Езекией, когда он восстановил служение в Храме:

2Пар.29:25,26 «И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот чрез пророков Его. И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми, а священники с трубами».

Использование инструментов было настолько важно в служении, что, когда Давид упорядочил служение музыкального поклонения, он наставил левитов в использовании инструментов, которые сделал сам (1Пар.23:5).

Особенности игры левитов тоже были определены: музыка звучала во время всесожжений, когда же музыка затихала, все поклонялись Богу в тишине (2Пар.29:27-29). Музыка не заглушала Храм и не отвлекала от поклонения.

По восстановлении Храма Ездра и Неемия использовали в нем то, что было предписано Богом — четыре музыкальных инструмента:

Езд.3:10 «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачение с их трубами, и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израилева».

Неем.12:27 «При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест, приказывая им придти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей».

Иногда в псалмах упоминаются те музыкальные инструменты, которые вообще не употреблялись ни на богослужениях, ни на праздниках в Храме. На них играли по случаю праздников для удовольствия и во время отдыха. Защитники использования самой разнообразной музыки на богослужениях приводят некоторые псалмы для того, чтобы доказать отсутствие всякого ограничения на служении и то, что Бог принимает всякую музыку. Например, приводится Пс.67:26: «Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, а в средине девы с тимпанами». Приводится также аргумент в пользу использования разных инструментов из 2Цар.6:5, а также аргумент в пользу танцев, исходя из того, что Давид танцевал (2Цар.6:13,14,16). Но все это происходило не в Храме, Давид не танцевал обнаженным в Храме. И Пс.67 описывает великий праздник возвращения ковчега Божьего после разгрома филистимлян. Мы видим поющих и играющих на инструментах юных дев, что доказывает тот факт, что это не было на богослужении в Храме, так как женщины не были левитами. В еврейских праздниках царей встречали с небывалыми почестями, особенно в дни великих побед (Исх.15:20; Суд.11:34; 1Цар.18:6). Но в Храме при поклонении мы не встречаем плясок и безудержного веселья. Профессор Э. Науман в своем основательном исследовании «Иллюстрированная всеобщая история музыки» пишет: «В храмовом пении в Храме Соломона имели право, как это можно почти с уверенностью предположить, принимать участие лишь мужчины. Среди же других духовных хоров был, вероятно, и хор женщин (Неем.7:67 — «из них певцов и певиц двести сорок пять»). По Талмуду, дискантом пели мальчики из колена Левина, помещавшиеся на низших ступенях певческой иерархии, между тем, как на высших ступенях функционировали мужские хоры» [159].

Общий принцип, который мы наблюдаем при выборе угодных инструментов и манеры исполнения произведений, — это близость звуков к естественному человеческому голосу, к той совершенной гармонии, которая заложена Богом при творении всего мироздания.