О музыке в церкви

Стих шестой подводит итог всему и выражает сущность псалма и его основную мысль: «Все дышащее да хвалит Господа!» Это значит, что все живые Божьи создания (и человек, и птицы, и звери, и весь живой мир) должны прославлять Своего Творца. О такой славе Его творения мы читаем и в Пс.148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его. Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающие и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи мира, юноши и девицы, старцы и отроки — да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесено, слава Его — на земле и на небесах» (Пс.148:1,2,7-13). Не следует забывать, что здесь мы имеем дело с восторженной поэзией, а не со строгим изложением доктрины о музыке или о порядке музыкального служения в Храме. Когда мы читаем слова хвалебного Псалма 97, то мы не можем поэтический восторг толковать буквально и сказать, что земля восклицает, что реки рукоплещут и горы ликуют:

«Восклицайте господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке трубы и рога торжествуйте пред царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы пред лицеем Господа; ибо Он идет судить землю» (Пс.97:4-9).

Л.Э. Семлек в своей статье «О музыке духовной и недуховной» так пишет по поводу Пс.150: «Псалом 150 написан не специально для верующих Ветхого Завета, но для всех людей, для всего дышащего, включая ворон и соловьев (Пс.148:10)… Но то, что подходит ворону, не годится для человека. И что устраивает язычника, то не к лицу избранному народу. Птицы поют сообразно своему природному дару, но человеку дана способность выбирать и учиться — «Буду петь духом, буду петь умом» (1Кор.14:15). Псалом 150 не является уставом храмового пения, он — восторженное выступление поэта (неизвестного автора) перед всем народом, через все дышащее…В Пс.150:4 дается и такой совет для «всего дышащего»: «Хвалите Его с тимпанами и ликами», что по-еврейски означает хвалите Его с бубнами-тамбуринами и плясками-хороводами. И действительно, вне Храма в Израиле девушки танцевали под аккомпанемент тамбурина, но в Храме Израильском никогда не играли на тамбуринах и не танцевали. Танец в честь богов был почти обязателен в языческих храмах. Существовала и постоянная опасность проникновения языческого культа в Храм и в жизнь священного народа. Против этого всегда боролись мужи Божьи. В Храме исполнялись песнопения под аккомпанемент струнных инструментов и нежно звучащих колокольчиков (кимвалов). Здесь отчетливо видна разница между музыкой храмовой и нехрамовой. Разве это не выбор? Итак, уже в Ветхом Завете указан этот узкий путь в музыке» [160].

Стихи 4 и 5 Псалма 150 не могут быть основанием для того, чтобы танцы, пляски и современная музыка присутствовали на богослужении, так как здесь речь идет не о богослужении, а о радостном прославлении вообще. Истинный смысл Пс.150 — это прославление Бога святой верой и любовью, которые дают истинную радость.

Иоанн Златоуст дает такой комментарий на Пс.150:

«Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1). Славит его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжание и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучной псалтырью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь…Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей Вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле» [161].