О музыке в церкви

Итак, мы видим, что уже в древности даже неверующие люди признавали важность воздействия музыки на человека и оказание влияния на его характер.

О том, какое разное воздействие может оказывать та или иная музыка на человека, как она может или приближать к Богу и славить Его, или удалять от Него и бесчестить Его имя, можно видеть из сравнения высказывания разных людей. «Перешедший в индуизм гитарист Джон Маклаугхлин утверждает, что во время выступления позади его группы «Махавишну Окистрэ» стоит дух музыки. Он сообщает: «Когда мы вечером играли, внезапно вошел в меня дух, и я продолжал играть, но это уже была не моя игра» [126]. В профессиональной газете «Медицина сегодня» была помещена статья «Музыка как наркотик и загрязнитель окружающей среды», в которой на основании исследований было установлено, что «сверхгромкие завывающие звуки электрогитар и лихорадочные стаккато ударника заставляют вибрировать нервы и полностью отключается мышление: бит- и рок-музыканты превращают своих юных слушателей в воюющих чудовищ; обмороки и припадки оцениваются как успех» [126].

Как не похоже на это описание воздействие другой музыки. Духовная музыка призвана возносить душу слушающих к высотам. Великий немецкий поэт Гете так выразил свои ощущения при слышании одного произведения Баха: «У меня было такое чувство, будто вечная гармония беседовала сама с собой, как это было, вероятно, в груди Господа перед сотворением мира». Как не согласуются эти факты с утверждением пастора Р.Уорнера, который утверждает: «Музыка — это не более чем совокупность нот и ритмов, духовную музыку делают слова» [135]. Нет, не только слова, но и манера исполнения, дух автора и исполнителя, стиль музыки, источники вдохновения и т.д. делают музыку духовной, хотя, безусловно, слову принадлежит решающая роль.

Духовная музыка — это Божья музыка, а музыка этого мира принадлежит сатане, и придет тот день, когда она умолкнет, чтобы никогда больше не возродиться. И мирских звуков людей, «играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» (Отк.18:22). Один христианский автор пишет: «Пульсирующие ритмы африканской народной музыки отражают мятущиеся, суеверные страсти их культуры и религии. Музыка Востока отличается диссонансом и незавершенностью, не имея ни назначения, ни движения вперед, ни начала, ни конца, так же, как и религия движется по бесконечному циклу, повторяя бесцельное, бессмысленное существование. Большая часть музыки на Западе является выражением похоти и непристойности, показывая истинную сущность аморального, нечестивого общества, которое породило ее, поет ее и наслаждается ею. Рок-музыка со своей взрывной тональностью и диссонансом как в зеркале отражает философию безысходности, бесцельности и бессмысленности жизни, отвергающую как Бога, так и разум, и витающую без всякой направленности в море относительности и неограниченного, необузданного самовыражения… Известный рок-певец сказал: «Рок всегда был музыкой дьявола. Он возбуждает низменные желания»… Несколько лет назад один колледж в Колорадо проводил исследования с целью изучения влияния музыки на растения. Когда звучала прекрасная, умиротворяющая музыка, растения пышно разрастались и поворачивали листья в сторону источника звука. Другая группа таких же растений, в аналогичной обстановке, была подвергнута воздействию пронзительной рок-музыки. Эти растения отворачивались от громкоговорителя и в течение трех дней увядали и погибали. Дальнейшие исследования показали, что звуковые волны рок-музыки на самом деле разрушали клетки этих растений. И независимо от того, разрушаются ли рок-музыкой клетки человеческого организма, разрушению подвергаются ценности, представляющие большее значение. Когда быстрый темп, аритмический такт, громкий звук и диссонанс сочетаются с дикими возгласами, нечестивыми стихами и непристойными телодвижениями, то отключается разум, искажаются эмоции и ожесточается совесть — и сатана получает свободный доступ к нашему сердцу…Духовное влияние музыки невозможно подвергнуть научному исследованию, но музыка, направляющая сердечные порывы к прославлению Бога, несомненно, может помочь исцелить духовные недуги Его народа» [164].

Э. Трахзель-Паули приводит пример воздействия африканской музыки на европейцев (из рассказа проповедника Артура Фан Бергена) в исполнении шести африканцев с помощью бубнов: «В этот момент внимательно слушавшие европейцы вдруг поднялись со своих мест, вскочили на скамейки и, как дикие, начали прыгать и танцевать. И меня какая-то невидимая зловещая сила тянула встать, но я обеими руками ухватился за доску, на которой сидел. Через некоторое время я посмотрел на своего друга и брата и увидел, как он обеими руками с силой держится за доску и тоже остается сидеть. Все остальные танцевали и прыгали. Некоторые даже перепрыгнули через меня.