О музыке в церкви

Библия дает нам грозное предупреждение о наказании за ложное жертвоприношение через историю Надава и Авиуда (Лев.10:1-11), которые принесли чуждую самовольную жертву курения, не заповеданную Богом (см. Исх.30:7-10; Лев.16:12), за что они поплатились жизнью. Значение курения (каждения) видно из аналогий в Новом Завете: свидетельство христиан о Господе своей жизнью сравниваются с жертвенными воскурениями (2Кор.2:14,15); передача добровольных пожертвований христиан рассматривается в духе благовонного курения (Флп.4:18); курение сопровождало молитвы святых (Отк.5:8; Отк.8:3,4).

Итак, ветхозаветные образы указывают нам на благоговейное, смиренное и святое поклонение. В различных источниках (в Талмуде — Талмуд VII:3, в апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова — Сир.50:1-21) содержится описание служения, совершавшегося в День искупления. Мы читаем, что «песнопевцы восхваляли Его своими голосами: в пространном Храме раздавалось сладостное пение» (Сир.50:20). А вот как описано служение ежедневного всесожжения в Талмуде: «Когда он выступил и вылил жертвенное вино, префект взмахнул полотенцем и Бен Арза ударил в тарелки, а левиты запели. Когда они дошли до перерыва в пении, они стали дуть в трубы, и каждому звуку соответствовало простирание» [119]. В римском «Письме Аристея» содержится описание очевидца, наблюдавшего поклонение при храмовом жертвоприношении, в котором подчеркивается тишина и благоговение атмосферы поклонения. Там говорится, что в ходе служения «преобладает глубочайшая тишина, и порой может показаться, что люди вообще отсутствуют, хотя присутствует около семисот служителей, не говоря уж об огромном множестве тех, кто ожидает приношения своей жертвы; все проходит с благоговением, подобающим Божественному Величию» [165].

Когда Церковь славит Бога, тогда она приближается к Нему в Духе Святом и заходит в духе в небесное святилище. Этой небесной духовной сущности поклонения в Новом Завете соответствует отказ от всех внешних ритуалов, форм и дополнений, которые служат плоти и по плотски окрыляют тело. Это только может отвлечь верующих и помешать их поклонению в духе и истине, что является их привилегией и указанием Господа (Ин.4:22-24). Поэтому все песнопение в церкви должно быть сердечным и в благодати (en chariti, т.е. в любезности, благожелательности — Кол.3:16). Более высокая степень ответственности при поклонении в церкви означает, что всему негармоничному, небрежному, плотскому, смешанному с душевным, всему тому, что не совместимо с сущностью святого Бога, не должно даваться ни малейшего места в духовном поклонении и в выборе песен церкви.

Благодать не означает вседозволенность и отсутствие всяких законов. В Ветхом Завете был закон Моисея (1Кор.9:9), а в новом Завете есть закон Христов (Гал.6:2), и все верующие, получившие усыновление становятся подзаконными Христу (1Кор.9:21), совершая от сердца то, что угодно Богу. Поэтому при поклонении в церкви надо думать не о том, что можно «протянуть» из мира, а о том, что нужно удалить из церкви все мирское и неугодное Богу. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14).

Д. Петерсон, отмечая разную духовную глубину и ответственность при ветхозаветном и новозаветном поклонении, пишет:

«Так же как и в Ветхом Завете, средоточением жизни и поклонения является святилище. Однако, при Новом Завете этим святилищем является небесный Иерусалим, где Христос восседает по правую руку от Бога. Христиане изображаются путниками, прокладывающими путь в этот небесный город, но благодаря Иисусу Христу, радость этого небесного общения может быть с нами уже теперь. То же, что уже ныне мы переживаем в наших отношениях с Богом и Его народом, является предвосхищением высшей реальности. Вся полнота жизни происходит со ссылкой на это нерушимое царство и на будущую вечную жизнь в Божьем присутствии. На настоящий же момент времени у верующих есть особая нужда ободриться в вере, надежде и любви, чтобы не отпасть и не перестать испытывать благословения Божьих обетований. Мотивацией и силой для ежедневного хождения является очищение, исходящее из совершенного Иисусом Христом труда (Евр.10:19-22), вместе с надеждою, являющуюся следствием этого труда (Евр.10:23; Евр.12:28,29)» [100].