О музыке в церкви

2. Противопоставляя дела плоти и Духа, Апостол Павел подчеркивает, что вышедшие из греховного мира и из язычества христиане должны совершенно по-новому строить свое поклонение и свою жизнь, избегая пьянства, блудодейственных оргий для достижения экстаза, избегая эгоизма, гордости, блуда, идолопоклонства, и проявляя благочестивую жизнь Божьих детей по Духу и поклонение в чистоте и святости. Призыв к исполнению Духом подразумевает постоянное подчинение себя контролю Святого Духа. Когда Божий Дух управляет верующими людьми, то Он влагает в их уста песнь, дает им чувство благодарности к Богу (Еф.5:20), делая послушными друг другу (Еф.5:21). Поющее сердце — это один из первых признаков жизни, исполненной Духом. Исполненный Духом христианин — это поющий христианин, независимо от того, обладает ли он музыкальными способностями или нет. Музыка, которую дает Бог, отличается от музыки мира сего, и она характеризуется сердечностью, искренностью, духовностью и верой.

3. Основная цель христианской музыки — прославить Бога и возблагодарить Бога, имея внутреннюю радость от действия Духа Святого.

4. Задачей песнопений является назидание верующих и вразумление друг друга. Поэтому слова любого христианского песнопения должны иметь своим источником Слово Божье, которое должно вселяться обильно в сердца верующих и играть решающую роль. Слово является первейшим средством общения между Богом и человеком, а также в отношениях между людьми, Слово есть дух и жизнь. Поэтому текст песни — это особый духовный элемент, и он должен стоять на первом месте (Кол.3:16; Еф.5:19). Задача мелодии и гармонии состоит в том, чтобы помочь донести текст до слушателя. Мелодия выполнит свою задачу совершенным образом, если ей удастся выдвинуть на первый план текст и усилить его высказывание, вселить в сердца слушающих и поющих Слово Христово (Кол.3:16). Лишь когда мелодия и гармония подчинены тексту и несут его действительно должным образом, музыка может стать вторым элементом духовной песни и будет помогать более эффективно донести живое слово. Музыка должна быть согласована с духом Писания. «Когда я пишу свои песни, главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, чтобы удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта», — писал Эдвард Григ.

Музыкант должен иметь верные предпосылки в исполнении своей музыки. «Во благодати воспевая» означает наше отношение к Богу, благодарность Богу за все и желание прославить Его во всех сферах жизни. В служении Богу нет места таким музыкантам и исполнителям, которые имеют надменное, самоправедное отношение к музыкальному служению, направленное на служение лишь самому себе.

Остановимся кратко на музыкальных жанрах Нового Завета. Л.Э. Семлек пишет: «Обратим внимание на тот факт, что здесь названы только три жанра духовной музыки того времени: псалом, гимн и песнопение. Почему только три? Ведь из истории музыки известно, что в первом веке существовало около тридцати жанров…Например, в Мф.11:17 в одном стихе названы сразу два жанра — танцевальная музыка и похоронная музыка, а в Рим.13:13 Апостол Павел говорит о «пировании» (комосе). Повсюду, где только идет речь о музыке христианских церквей, говорится только о псалмах, или гимнах, или о песнях духовных. В Откровении добавляется еще новая песнь (Отк.5:9; Отк.14:3), но это — небесная музыка. Какой вывод следует из этого? Вывод может быть только один: в музыке существует узкий путь и широкий путь! Обратим внимание на то, что Апостол Павел говорит о «песнопениях духовных», а не просто о песнопении. Это не случайно. Необходимость и специфика духовной музыки подчеркнута здесь дважды. Не должно ли это служить для нас заповедью? Итак, узкий путь — тщательный выбор — должен быть повсюду. Выбирать надо и автора, и музыкальный жанр, и произведение, и текст, и исполнителя, и манеру исполнения. Словом, узкий путь во всех областях. Личность автора в музыке очень важна. Следует подчеркнуть, что важно именно духовное состояние личности композитора на момент сочинения произведения, а не его имя, ибо один и тот же композитор в разные периоды творчества может быть в разном духовном состоянии. И даже недуховный композитор может хоть раз в жизни под духовным вдохновением сочинить что-то духовное. Поэтому важен источник вдохновения. Библия дает точный ответ на вопрос, что есть узкий путь. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5:13)... В греческом оригинале в Еф.5:19 дословно сказано: «Поя и играя» (на струнном инструменте). Это значит, что Богу в равной степени благоугодна как вокальная, так и инструментальная музыка, при условии, что она духовная» [160].