О музыке в церкви

В своей статье «Болезнь либерализма» И. Колгарев с болью в сердце отмечает проблемы в музыкальном служении и поклонении церквей в 21-м веке: «Либералы любят на богослужениях музыку рок и поп, и они терпеть не могут церковные хоры и пение не в западных африканских ритмах. Наши духовные гимны, поддерживавшие наших братьев в тюрьмах и лагерях, при печали и радости, ныне забыты, заменены новыми незатейливыми текстами, повторяющими по 20 раз одну и ту же простоватую фразу или куплет; или заменены новой ритмизированной аранжировкой, делающей из глубоких молитвенных гимнов обычные эстрадные песенки, под которые неверующие слушатели могут даже поплясать. Уже порою невозможно сказать слово против рок-музыки в церквях, чтобы не быть высмеянным и проигнорированным. Я вижу, как бедные наши старики, плача, пытаются образумить церковь, жалуются, что не могут молиться и читать спокойно Библию после таких «концертов» в церкви, но к ним уже все равнодушны. Ставка делается пастырями не на них, а на молодых из мира сего, которые, получается, теперь буквально и «заказывают музыку» в церкви… Либералы осуждают любую попытку проповедования другими баптистами консервативных мыслей, а самих консерваторов считают в лучшем случае людьми заблуждающимися, законниками, фарисеями, людьми морально отсталыми, просто нуждающимися в чьем-либо авторитарном руководстве. Либерализм, развившись в христианстве, по сути, подменив его собой, уже претендует на звание «просто христианства», высмеивая и злобно осуждая все с собой не согласное» [178].

Итак, краткий экскурс в историю церковной музыки показывает, что Церковь всегда стояла на страже чистоты служения и избирала духовную музыку, угодную Богу. Меняются времена и народы, но не изменяется Господь (Евр.13:8). Вопрос сегодня не стоит в том, использовать в церкви старую музыку или новую, но вопрос стоит в том, чтобы использовать духовную музыку, славящую Бога. Музыка может и должна меняться в разные времена, должны постоянно появляться новые произведения, но библейские принципы духовной музыки должны оставаться неизменными. Эти принципы не зависят от времени, от народности, от культуры, несмотря на то, что испытывают на себе их влияние. Например, смирение, благоговение, любовь, благодарность Богу, а не плотская гордость, должны быть вложены в текст и в мелодию песни, и эти качества должны присутствовать также при исполнении. И это не зависит от того, где это происходит: в Африке, Европе или в Америке.

Как у человека есть дух, душа и тело (1Фес.5:23; Евр.4:12), так есть и музыка духовная, душевная и плотская. Основным критерием служит тот компонент, который преобладает. Конечно же, идеальной духовной музыки на земле нет, как нет и абсолютно святых людей. Но к духовной можно отнести ту музыку, в которой Божий дух преобладает над чувствами и плотью. Если плотской элемент в христианской музыке должен быть исключен, то душевный всегда будет присутствовать в той или иной степени и исключен быть не может, так как музыка в большой степени воздействует на чувства. Именно этим отличается спетая песня от прочитанного ее текста. В духовной музыке всегда присутствует душевный элемент, находясь в подчинении духовного. В случае, когда преобладает душевный элемент, такую музыку можно назвать душевной. Она полностью погружает человека в мир чувств, переживаний, текст отходит на второй план. Именно к душевным песням можно отнести многие «христианские» эстрадные песни. Такая душевная музыка (не в смысле сердечная, а в смысле воздействующая на душу и на чувства больше, чем на дух) вызывает порой трудности для определения ее применимости в церкви. Здесь от верующих требуется определенная духовная проницательность, возрастающая по мере возрастания в вере. Если музыкальное произведение приводит к бесплодным терзаниям и пустым воспоминаниям, если оно не приводит к духовному миру с Богом в сердце, если ведет к пустым переживаниям, не приближает к Богу, не способствует и не побуждает к возрастанию в чистоте и святости, а приводит к духовной пассивности и безразличию, то такую музыку следует избегать.

4. Истинное поклонение Богу и прославление Бога в христианских церквах должно осуществляться с помощью только духовной музыки и духовного песнопения и не должно быть смешано с поврежденной мирской музыкой.

Мы установили, что есть угодная и неугодная Богу музыка. Бог не только запрещает использовать мирскую и неугодную Ему музыку, но Он не менее строго запрещает смешивать эти две совершенно противоположные и несовместимые линии в музыке. Любое смешение служения Богу и языческого идолопоклонства является мерзостью перед Богом.