О музыке в церкви

Проблемой нынешнего времени является попытка угодить всем, что приводит к «всеядности» в музыке и к размытию границ между духовным поклонением и плотским и душевным. Некоторые музыкальные коллективы используют в своем репертуаре даже в течение одного богослужения или выступления как произведения Баха, так и модернистские аранжировки (часто в виде фонограмм). Многие пастыри, регенты и служители на словах согласны, что современная эстрадная музыка неприемлема в церкви, но на практике они допускают поблажки, оправдываясь тем, что это нравится молодежи и многим людям. Задача пастырей — формировать правильный вкус паствы, а не идти на поводу у плотских христиан. В таких случаях важно угодить Богу, а не людям и проявить духовную твердость и мужество. Один истинный служитель Божий получил очередное предложение известной музыкальной группы о выступлении этой группы на важном мероприятии их церкви. Руководитель музыкальной группы сказал: «Вы что-то нас не приглашаете к себе. Мы ведь можем подстроиться под ваши вкусы и сыграть в любом стиле, потому что мы играем и поем все». На это пастырь ответил: «Именно потому, что вы поете и играете все, я вас никогда и не приглашу». Это хороший пример того, как пастыри должны быть стражами вверенных им душ.

В последнее время тактика смешения и стирания четких библейских границ используется с огромной силой. Этому способствуют нечеткие взгляды многих либеральных служителей, чему противостоят консервативные христиане. Одни отличаются от других принципиально различными подходами по отношению ко всему происходящему: событиям, фактам, идеям, методам. Консервативные христиане придерживаются абсолютных библейских истин, они идут узким путем, стараются определить границы своей веры, стремятся защитить свои убеждения от вторжения мира, сохранить здоровые традиции, основанные на Писании. Либералы направлены на широкий путь, стремятся эти границы расширить и не опасаются проникновения новых идей и взглядов, переступая порой библейские принципы.

Подобные процессы наблюдаются и в музыкальном мире. Музыканты-консерваторы считают, что в музыке существуют абсолютные критерии, к которым должны приближаться произведения. Создание произведения они рассматривают как акт подражания изначальному образцу. Либералы утверждают, что все относительно, а что «хорошо» и что «плохо», каждый решает сам. На первое место они ставят свободу индивидуальных суждений.

Либеральный подход к христианской музыке в евангельских церквях привел к отказу от сложившегося за многие годы музыкального жанра, к проникновению из мира разных музыкальных стилей, форм, стандартов. Стирается граница между двумя музыкальными культурами — христианской и мирской. Граница эта становится все более призрачной. Причем, стирается граница не между христианской и серьезной мирской музыкой, а между христианской и самой дешевой музыкой мира. О музыкальных влияниях такого рода переживают даже мирские музыканты: «Рядом с подлинным существует другой мир, где пустая и развязная поп-музыка, где эстетическое превращается в свою противоположность. Здесь царит ремесло, условия диктует коммерция. Пиши примитивно, стандартно. Мотив один и тот же. Метроритм, разумеется, — четыре четверти. Бас-гитара и ударные жирно выделены.

Такого рода популярная музыка все еще производится и потребляется в массовом масштабе. Ее буквально вдалбливают в наше сознание звукоустановки в поездах и самолетах, в домах, где живут спешащие за модой, озабоченные проблемой «быть как все» молодые люди от 15 до 25-30 лет. Это страшно — ежедневное привыкание к агрессивно-рефлекторному фону жизни. Оно не лучше привычки к наркотикам и алкоголю, намного опаснее курения. Однообразный звуковой поток, приучающий к восприятию музыки как приятно булькающего… сентиментального пустяка» [179].

Через смешивание мирского и духовного рушатся те здоровые библейские традиции жанра, которые складывались столетиями и давали добрые плоды.

Е. Дулесин акцентирует внимание на то, что сохранение добрых традиций не противоречит творчеству и развитию нового, но является хорошей основой развития, которая сохраняет верное направление и предохраняет от смешивания духовного и мирского. Он пишет: «Жанр — это многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений.