О музыке в церкви

7. Необходимо поставить надежный заслон для мирской и харизматической музыки в христианских церквах, развивая и укрепляя чистое поклонение в духе и истине.

Сохранение чистоты музыкального служения в церкви — это ответственность пастора. Он должен являться блюстителем душ и оберегать их от засорения греховным миром. Для этого необходимо углубить понимание всех членов церкви вопросов о поклонении и сделать все, чтобы укрепить практику истинного библейского поклонения. Роль служителя церкви в формировании вкуса и музыкального мировоззрения особенно велика. На пасторах церквей лежит полная ответственность за духовное состояние каждой души, и все, что оказывает влияние на это состояние, пастор должен тщательно взвешивать, ограждая души от тлетворного влияния, пусть даже на первый взгляд незаметного и безобидного. Е. Дулесин в своей статье «Музыка и церковь» подчеркивает ответственность служителей в вопросах музыкального служения: «Служитель — страж на дверях дома Божьего, поставленный Богом. Он поставлен, чтобы защитить дом Божий от проникновения мира. Служитель — это пастырь, охраняющий овец. От уст священника члены церкви ищут ведения. Печально видеть беспечность служителей в отношении музыки, исполняемой в церкви. Это их обязанность — иметь духовное чутье, уметь определять, в какую сторону необходимо двигаться, на какие образцы опираться. У них должна быть духовная компетенция в музыкальных вопросах. В основании домостроительства музыкального служения лежат взаимоотношения пастора и регента. Важно, чтобы эти два служителя имели один взгляд на музыкальное служение и его развитие. Они должны следить за тем, чтоб никогда, ни под каким видом в церковь не проникали чуждые Богу мелодии. Они поставлены Господом для «совершения святых на дело служения» (Еф.4:12) и должны воспитывать тех, кто трудится в музыкальном служении, должны заботиться о формировании их музыкального вкуса, наблюдая за тем, что они слушают, и обеспечивая их хорошей музыкой для прослушивания.

Пастор и регент не должны устраняться от определения направления музыкального служения и отдавать его в руки исполнителей. Музыкальным служением должен руководить служитель, имеющий ведение от Бога. Стремление музыкантов обособиться от духовного контроля служителей ведет к отказу от духовного руководства служением. Когда в музыкальном служении участвуют те, кто недавно принял Христа, они, как правило, имеют слабое представление о разнице между духовным и душевным, о порядке построения служения. У них еще сохранились мирские музыкальные вкусы, поэтому они хотят другой музыки.

Служитель не должен идти на компромисс в вопросах музыкального служения под давлением членов церкви, денег, необходимости роста церкви или других обстоятельств» [180].

Особо важное значение имеет музыкальное воспитание детей. Сегодня наблюдаются опасные тенденции, когда детей в воскресных школах, христианских лагерях питают недуховной музыкой, закладывая неразборчивость в музыке. Необходимо тщательно относится к репертуару детских песен, исключая из них элементы харизматического и мирского пения. С самого детства в христианских семьях необходимо воспитывать здоровый музыкальный вкус, угодный Богу. Если ребенок вырастет на легкой мирской музыке, то во взрослом возрасте ему будет очень трудно принять глубокую христианскую музыку, которая, возможно, будет казаться ему чуждой. Эталон музыкального качества надо прививать с самых ранних лет, не отговариваясь тем, что слишком глубокие христианские гимны являются недоступными для понимания детей. Я знаю множество свидетельств верующих, которые отмечали огромную роль христианского пения в их формировании как христиан с самого детства. И пение матерей, пение в церкви, пение дома христианских гимнов повлияло на формирование зрелой христианской жизни. Христианские семьи должны практиковать постоянное пение христианских гимнов дома, на отдыхе, в свободное время. Дети должны понять, что есть пение и музыка, угодная Христу, и есть противная Богу музыка.

Детская музыка не должна иметь тенденцию к развлечению, но быть назидательной, чтобы воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).