Воздержание

Своеволие, вседозволенность — это дьявольская копия свободы и эффективная петля для духовного опустошения. При этом обольщенные люди тяготеют к тому, чтобы копировать грешный мир, подражать ему во всем, включая одежду, манеры поведения, манеру общения. Здесь важно проявить воздержание и подчиниться Слову Божьему.

В.С. Немцев. "Покажите в вере любовь"

«Покажите в вере вашей… воздержание…»

Золотую цепочку христианских качеств продолжает воздержание. Вера должна проявляться в добродетельных поступках, демонстрирующих благородство и совершенный образ жизни. Добродетель должна перерастать в рассудительность, проявляющуюся в исполнении воли Божьей в каждой конкретной ситуации, а рассудительность должна демонстрироваться в воздержании как умении владеть собой. «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание» (2Пет.1:5,6).

В греческом языке слово «воздержание» звучит как егкратеиа (egkrateian — [1466]) и означает самообладание, способность управлять собой в любых ситуациях, иметь власть над собой, быть умеренным5.1, 5.2. Человек не может жить без чувств, эмоций, желаний, страстей, но он должен быть господином своих эмоций и порывов, а они должны быть на службе у воздержанного человека.

Слово егкратеиа используется в следующих текстах Нового Завета:

2Пет.1:6: «В рассудительности воздержание [1466] , в воздержании [1466] терпение».

Деян.24:24,25: «Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании [1466] и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя».

Гал.5:22-24: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость, воздержание [1466]. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».

1Кор.7:9: «Но если не могут воздержаться [1467], пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

1Кор.9:25: «Все подвижники воздерживаются [1467] от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного».

Тит.1:7,8: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан [1468]».

Обобщая приведенные тексты, можно дать следующее определение такому качеству, как воздержание. Воздержание — это способность отказываться от неугодного Богу поведения, умение владеть собой, применять правильную меру во всем, обуздывать себя, а также способность быть хозяином своих чувств, обуздывать страсти, чувства и желания и направлять их в угодное Богу русло. Это очень важное качество, которое ограждает нас от поражения грехом и направляет мысли, слова и действования на путь, угодный Богу. Библейское воздержание — это тормоз для греха и обольщений, это щит от искушений на пути в Царство Божье. Воздержание — это победа духа над плотью. Воздержание относится к плодам Духа Святого (Гал.5:23). Бог дает Своим детям способность к управлению собой, к преодолению всяких трудностей и искушений: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (самообладания, swfronismou — [4995])» (2Тим.1:7). Мы также знаем, что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Воздержание — это активная составляющая действенной веры в противоположность духовной лени, которая проявляется в том, что христианин не совершает то, что он может и должен совершать в данной ситуации, а плывет по течению жизни.

Воздержание — это драгоценная жемчужина характера христианина, без которой нельзя возрастать в вере и святости. Воздержание позволяет христианину защищать себя от рабства лукавого и направлять свои шаги на путь Божий. Именно отсутствие воздержания и ненужное любопытство повергли Еву и Адама в грех непослушания. Это было началом великой трагедии для всего человечества, потому что через это человек был отделен от Бога. С тех пор проявление воздержания является величайшим благом для каждого человека. Бог так устроил мироздание, что дьявол не имеет власти над человеком, если он не даст добровольно ему места в своем сердце. «Если человек сам собой не дает повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать насильственно», — пишет один из служителей Божьих5.3. Воздержание — это то качество характера, которое дает возможность верующему человеку идти узким путем, входить тесными вратами (Мф.7:13,14; Лк.13:24; Пр.14:12). Только поступая по духу и имея водительство Духа Святого, можно проявлять христианское воздержание.

Воздержание как неотъемлемая черта характера истинного христианина проявляется в следующих аспектах его веры и жизни:

1. Победа над страстями, греховными чувствами и желаниями через подчинение их водительству Духа Божьего, умерщвление плоти духом.

2. Применение и соблюдение должной меры во всем, исключение неумеренности, излишеств и непотребства.

3. Контроль и управление мыслями, подчинение мыслей под волю Божью, контроль над языком.

4. Противостояние ценностям мира сего и принятие Божьих ценностей через направление внутренних чувств в угодное Богу русло.

Рассмотрим более подробно эти стороны проявления воздержания и пути достижения этого важного качества характера христианина.

1. Победа над страстями, греховными чувствами и желаниями через подчинение их водительству Духа Божьего, умерщвление плоти духом (Гал.5:23,24; Гал.5:19-25; Рим.8:7-14; Пс.1:1; Пр.12:16; Еккл.7:9; Пс.36:8), а также удержание себя от всякого рода зла, победа над искушениями через самообладание (1Кор.7:9; Пс.18:8-15; 1Пет.2:1; 1Фес.4:3-5; 1Фес.5:22; Еф.4:22-32; Кол.3:5-10).

Христианин живет в реальном мире, где его окружает множество искушений. «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть», — так сказано в Писании о действии искушения и о согрешении человека (Иак.1:13-15). Бог не посылает зло, но Он допускает испытания, чтобы подготовить человека к вечности. Испытания являются лучшей школой жизни. «Жизнь имеет значение только в процессе столкновения с проблемами и решения этих проблем… Только благодаря проблемам мы развиваемся умственно и духовно», — писал Скотт Пэк5.4. Все, что происходит в жизни верующего, имеет одну цель — очистить человека от самолюбия и соединить любовью с Богом. Показателем духовной зрелости человека является его умение побеждать искушения, его способность выходить победителем из разных трудностей, его готовность управлять собой и своими переживаниями. Хотя грех больше не властвует над верующим человеком, он продолжает пребывать в христианине. Враг повержен, но не уничтожен окончательно. Остатки былой греховности, с которыми нам предстоит бороться до конца земного пути, атакуют все наше естество — тело, разум, чувства и волю. Плоть в Писании — это не тело и не душа, а действующий в нас принцип противления святому, действие искушений, наша остаточная греховность, наш эгоизм и склонность к греху. Грех не является сущностью естества верующего человека, но он атакует его до тех пор, пока Господь не вознесет Своих детей на небеса. Стеная и ожидая дня окончательной победы над грехом (Рим.8:23), мы должны побеждать искушения силой Божьей, данной каждому верующему, должны умерщвлять плоть, сокрушать грех, чтобы он не одолел нас, оставлять дела плоти и приобретать плоды духа. Апостол Павел так описывает эту непрекращающуюся борьбу:

Гал.5:16-21: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Гал.5:22-25: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».

Рим.8:6-8: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут».

Рим.8:12-14: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии».

Рожденный свыше человек имеет силу от Бога, чтобы противостоять греху и побеждать грех и искушения (1Ин.4:4). Эта победа одержана Христом, а нам надо правильно пользоваться ей (Ин.16:33; 1Кор.2:12; Еф.2:1-10). Но эта победа не действует автоматически, она достигается через действия человека с Божьей помощью (Рим.8:1). И в этой борьбе большая роль принадлежит воздержанию (2Пет.1:6). Чтобы правильно употребить воздержание, нужно иметь водительство Духа Божьего и силу от Него (Гал.5:16; Рим.8:13).

Вернер де Боор, комментируя Рим.8:12-17, пишет: «Мы не должны более жить в грехе, но в любое время мы в состоянии грешить. Поэтому Павел со всей серьезностью предупреждает нас: “Если живете по плоти, то умрете”. Он пишет это давно обратившимся и возрожденным христианам, которым он только что засвидетельствовал, что в них пребывает Дух Божий. Он не написал бы этого, если бы пребывание Духа само собой исключало всякие опасности. Существует уверенность в спасении… Однако я в то же время обладаю свободой, а это значит, что в любое мгновение я могу принимать свое решение. Поэтому я опять могу жить по плоти. Что же делать нам тогда, если в делах плоти плоть живо предъявляет свои притязания? “Умерщвлять!” — отвечает Павел. Суровое слово! Да, но знай, если ты не хочешь умереть, тогда ты должен умерщвлять. Тебе не остается ничего иного. По сравнению с Рим.6:2,11, Павел делает здесь шаг дальше. Нам поручается не считать себя мертвыми, а активно умерщвлять. При этом следует понимать, что распятие и смерть всецело относятся ко всему ветхому человеку, а умерщвление — к делам плоти… Ты должен делать это и можешь делать это Духом. Дух, правда, не в состоянии делать это без тебя… У этого умерщвления нет ничего общего с аскетизмом. Аскетизм — это только вспомогательное средство, а не умерщвление дел плоти. Это умерщвление происходит гораздо глубже, оно отсекает внутренние, душевные движения человеческого Я, которое постоянно рождает всевозможные побуждения»5.5. Воздержание с помощью силы Духа Святого противодействует греховным желаниям, подчиняет страсти и чувства под контроль, выводит их из игры жизни в данный момент и лишает грех силы, делая его бездейственным. Это борение можно выразить словами: «Не давайте места дьяволу» (Еф.4:27). Воздержание выступает как иммунитет против греха, а «прививкой» является получение и использование дара Духа Святого. Начало греху и места дьяволу дается через мысли, через сердце, через неверные намерения и оценки. Мартин Лютер справедливо отмечал: «Греховные желания могут, как птицы, пролетать через голову, но нельзя дать им возможность свить там гнездо». Верующий человек должен научиться так распоряжаться средствами, имеющимися у него от Бога, чтобы быть всегда хозяином своих эмоций, страстей, желаний, побуждений, чтобы верно пользоваться представленной свободой выбора.

Талмуд гласит: «Страсть вначале — как чужой, после — как гость, и наконец — как хозяин дома». Так действует грех. Самое опасное наступает тогда, когда дается не просто место дьяволу, а с течением времени предоставляется целый плацдарм. Тогда человека могут одолевать такие грехи, которые способны разрушать его единство с Богом:

1. Гордость, тщеславие, эгоизм.

2. Непослушание.

3. Неблагодарность и ропот.

4. Зависть.

5. Осуждение.

6. Сребролюбие и жадность.

7. Безразличие.

Эти грехи являются смертельным ядом в арсенале дьявола против душ человеческих. Если христианин дает в своем сердце и мыслях место для этого мощного оружия дьявола, то предстоит очень тяжелая борьба и возможны тяжкие потери. Воздержание позволяет подчинять страсти разуму и направлять их в требуемое русло. Ливанский писатель Халиль Джебран (1883-1931) писал: «Наши разум и страсть — руль и паруса вашей плывущей по морю души. Если ваши паруса порваны и сломан руль, вы можете лишь носиться по волнам и плыть по течению либо неподвижно стоять в открытом море. Ибо разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя»5.6.

Как проявлять в действии воздержание и как его развивать? Воздержание для умерщвления плоти проявляется и укрепляется через следующие проявления веры:

1. Избегать искушений, удаляться от греха и плотских похотей, не желать злого (1Пет.2:11,12; 1Пет.3:11,13; Рим.12:9; 1Фес.5:22; 1Ин.5:18; 1Кор.10:6; 2Кор.6:17; 1Фес.4:3-5; 1Кор.6:18; Еф.5:6-11; Евр.3:13; Пс.1:1; Пс.33:15; Пр.14:16).

2. Не давать места дьяволу ни в чем, заменяя его цели и планы Божьими (Еф.4:22-28; Кол.3:5-10; Рим.12:1,2). Противостоять дьяволу в постах и молитвах, вести духовную битву за святость (1Пет.5:8,9; Иак.4:7; Еф.6:13-19; 1Пет.1:15,16). Умерщвлять плоть духом, распинать плоть со страстями и похотями, поступать по духу, а не по плоти, отвергать грехи и раскаиваться в них (2Кор.10:3-6; 1Пет.1:22; Кол.3:5-10; Рим.8:12-14; Гал.5:16; Гал.5:24,25; Иез.18:31; 1Ин.1:9; 1Ин.2:1,2).

3. Находиться в послушании Духу Святому и под Его водительством, исполняться Духом Святым, возрастать в святости, истине, чтобы иметь самообладание и силу отвергать грехи (1Пет.1:13,14; Еф.5:18; 1Пет.2:1,2; Рим.6:16,17; Рим.8:14). Постоянно бодрствовать, избегать духовной лени и безразличия.

Рассмотрим, как в реальной жизни проявлять воздержание для победы над грехами и плотскими похотями.

1. Избегать искушений, удаляться от греха и плотских похотей, не желать злого (1Пет.2:11,12; 1Пет.3:11,13; Рим.12:9; 1Фес.5:22; 1Ин.5:18; 1Кор.10:6; 2Кор.6:17; 1Фес.4:3-5; 1Кор.6:18; Еф.5:6-11; Евр.3:13; Пс.1:1; Пс.33:15; Пр.14:16).

Большинство ошибок и проблем человека связано с тем, что он сначала совершает поступки, а потом думает, что произошло. В силу того, что не включается воздержание, появляются многие проблемы и бесплодные страдания. Справедливо было замечено, что «человек часто сам избирает себе трудности и падения задолго до того, как они произошли». Если бы мы вовремя научились проявлять воздержание, если бы вовремя смогли удалиться от греха и искушений, если бы мы вовремя включили «духовные тормоза» и сказали решительно: «Нет!», то большинство проблем нашей жизни мы бы смогли обойти! Отсутствие воздержания приносит раны сердцу, а проявление воздержания несет мир и покой. Самый надежный способ проявлять воздержание — это удаляться от греха и от искушений. Не делай то, что тебе принесет вред; не ходи туда, где тебя ожидает опасность; не берись за то, что тебе не поручил Господь; не смотри на то, что тебя будет вводить в соблазн; не совершай то, что заведомо греховно и противоречит Слову Божьему; не твори то, в чем тебя осуждает совесть; не стремись к тому, что может отдалить тебя от Бога. Лучший метод не впасть в искушение — избегать искушений, удаляться от греха и от худых сообществ. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы», — пишет Апостол Павел (1Кор.15:33). Первый псалом Давида говорит всем людям о воздержании от худых сообществ: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, но они — как прах, возметаемый ветром» (Пс.1:1-4). Давид говорит в Пс.25:4,5: «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду». Это — воздержание от худых сообществ, это — страховка от греха и искушений. Особенно это важно в тех вопросах жизни, где у человека есть слабости. Освободившему от пьянства важно уходить от компаний алкоголиков, уметь отвергать греховные предложения и обходить стороной магазины со спиртным, вместо того, чтобы идти туда, любоваться разными сортами вина и жить греховными мечтаниями. Мужчинам и женщинам, имеющим обостренную склонность к людям противоположного пола, важно избегать встреч наедине, таинственных взглядов, заигрываний, флирта, ибо Сам Господь предупреждает: «А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Второй взгляд на женщину в таком случае — это уже взгляд со страстью. Господь Иисус Христос говорил о воздержании, когда учил: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф.18:8,9). Это означает: не прикасайся к тому, что тебя может вовлечь в рабство греха; не ступай твоей ногой туда, где тебе грозит опасность; не смотри на то, что тебя соблазняет. Отсеки это в своем сердце волей и воздержанием, не желай и не делай того, что введет в грех, вырви из своего сердца всякое греховное желание, греховный шаг, греховное соприкосновение, греховный и похотливый взгляд. Отделив себя от этих искушений, ты теряешь совсем немного, а приобретаешь Царство Божье. Если же не будешь проявлять воздержание, то, получив временное наслаждение и не ограничив себя ничем, ты будешь вечно гореть в аду. Выбор за человеком.

«Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9). Воздержание — это хранение себя по Слову Божьему и уход от грозящих искушений. Сребролюбивому важно избегать ситуаций с управлением финансами; людям, имеющим склонность к тщеславию, надо избегать руководящих должностей и т.д. Для нас важно то, что у верующего человека всегда есть та мера воздержания и та сила Духа Святого, которая позволит сделать первый шаг отдаления от искушений, а потом второй, а потом еще, и так появляется способность противостоять греху. Мы имеем твердое обетование о том, что верующему, пребывающего в Господе, Он дает силы для воздержания, возможность отвергнуть грех, потому что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор.10:13). Нельзя вкладывать ни руку, ни голову в пасть дьяволу, надеясь на то, что меня он не съест. Как слаб тот человек, который не может подняться выше своих желаний и страстей и победить вечное искушение «я этого хочу» воздержанием, проявляющимся в словах: «Это неугодно Богу, поэтому я это отвергаю»! Христианин всегда может посредством воздержания сделать первый шаг удаления от греха, призвав на помощь Господа. Если мы удаляемся от греха и не желаем иметь искушения, то, проявляя воздержание, мы храним себя от падений. Уместно привести здесь известную притчу о кучере. Одна знатная особа выбирала себе кучера для постоянных поездок. Был объявлен конкурс. Пришли три претендента. Всем был задан один вопрос: «Насколько близко вы сможете проехать возле обрыва?» Один сказал: «Я могу проехать на расстоянии трех метров от обрыва, сохраняя самообладание». Второй сказал: «Я могу проехать по краю обрыва, сохраняя самообладание». А третий молчал. И когда его спросили, что он скажет по поводу этой ситуации, то он ответил: «Я предпочитаю объезжать обрывы и держаться дальше от опасности». Именно третий извозчик был принят мудрой дамой на работу.

Кто не хочет впасть в искушения, тот избегает их. Сколько бы бед было предотвращено, если бы люди избегали тех опасностей и воздерживались от тех искушений, о которых предупреждает Библия! Какой бы созидательной была бы наша жизнь, которую часто приходится тратить на борьбу с трудностями, предварительно впав в эти трудности. «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы, как река, и правда твоя — как волны морские», — говорит Господь через пророка Исаию (Ис.48:18). Давайте обратимся к Слову Божьему и будем внимать его предупреждениям и повелениям, хранить себя воздержанием от грехов:

1Пет.2:11,12: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

1Пет.3:11-13: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»

Рим.12:9: «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру».

1Фес.5:22: «Удерживайтесь от всякого рода зла».

1Ин.5:18: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему».

1Кор.10:6: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы».

Еф.5:6-11: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».

Пс.33:15: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

Пр.14:16: «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян».

Мудрость гласит: «Посеял поступок — пожнешь привычку, посеял привычку — пожнешь характер, посеял характер — пожнешь судьбу в вечности». Поэтому с помощью воздержания надо начинать формировать свою вечность с простых поступков. При этом воздержание выступает не только как сдерживающая сила, но как то, что дает простор Божьему, что избирает совершенное через отвержение негодного. «Человек до тех пор не будет иметь конца заботам, пока не возлюбит того блага, которое не может быть у него отнято», — говорил Августин. Жить Божьими ценностями — вот то благо, которое не может быть отнято у человека.

Апостол Павел говорил о себе: «Я каждый день умираю» (1Кор.15:31), подчеркивая то, что ему в служении постоянно грозит смерть. И если Павел верно служил Господу при угрозе смерти, то мы должны быть верными Господу при угрозе небольшого искушения. И нам надо научиться умирать каждый день в своих плотских желаниях, страстях, греховных склонностях и намерениях, в худых привычках.

Рассмотрим некоторые примеры удаления от греха. Воздержание должно быть всегда в действии и в бодрствовании. Слово Божье призывает нас бодрствовать, чтобы воздерживаться от тех грехов, которые особенно коварны. Коварным является грех блуда, потому что этот грех является сладким для плоти. Апостол Павел пишет: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18). Он также говорит о важности соблюдения своего сосуда в чести: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фес.4:3-5). Наши тела, которые являются храмом Духа Святого (1Кор.6:19), по замыслу Божьему также должны прославлять Творца (Рим.12:1). Платон (427-347 до Р.Х.) верно заметил: «Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений»5.7. Немецкий ученый-энциклопедист Г. Лейбниц (1646-1716) отмечал, что степень свободы человека зависит от управления желаниями: «Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям»5.7. Нужно проявить воздержание в мыслях, в желаниях, во взглядах, в словах, чтобы оно проявило себя в действии. Давид дал место худым мыслям и потому пал под действием искушения. Праведник Иов не давал повода для искушения, чем и хранил себя от падений: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов.31:1). Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Итак, прекрасное, конечно, дело одобрять и хвалить воздержание, но обладать им — еще прекраснее. И, без сомнения, не мало побуждаются к воздержанию те, кто много говорит о нем и слушает… Такие же речи может нам говорить и великий Иов, который не только был тщательным блюстителем воздержания, но даже положил для своих глаз закон, по которому они не должны были смотреть на лицо девицы, из боязни, чтобы сверкающая красота как-нибудь не обольстила его ума (Иов.31:1). Кто не удивился бы и не пришел бы в изумление при виде того, что этот муж, поистине храбро боровшийся с диаволом и разрушавший все хитрые замыслы лукавого, бежит от лица молодой женщины и отводит глаза от созерцания красивой девицы? Без сомнения он думал, что в борьбе с демонами нужен мужественный и отважный дух, а в деле заботы о воздержании победа уступается не вследствие общения человека с девицами, но вследствие удаления от них»5.8. Вот почему Апостол Павел дает решительный совет: «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), а это значит, что от блуда надо убегать со всей силы, чтобы сверкали пятки.