Пояснение к Положению о рукоположении

7.18. Господь поставляет служителей через призвание и избрание церковью. Право избрания и право прекращения деятельности служителей принадлежит церкви.

Деян.6:2-7 «2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Деян.15:22 «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями».

Еф.4:11,12 11«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

На служение пресвитера (пастора, епископа) и для духовного руководства церковью должен избираться мужчина, а не женщина.

1Тим.3:2 «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен».

Тит.1:6 «…если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности».

7.23.  О рукоположении служителей церкви.

7.23.1. Пресвитеры, диаконы и другие служители, избираемые церковью, должны соответствовать требованиям Священного Писания

Деян.6:3 «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу».

1Тим.3:1-12 1«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. 7Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. 8Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9хранящие таинство веры в чистой совести. 10И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. 11Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. 12Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим».

Тит.1:6-8 6«…если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан».

и посвящаться на служение посредством молитвы с возложением рук рукоположенных пресвитеров.

Деян.6:1-6 1«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки».

Деян.13:3 «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их».

Деян.14:23 «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

1Тим.4:14 «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства».

1Тим.5:22 «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым».

7.23.2.   Рукоположение теряет силу при совершении служителем греха, влекущего за собой отлучение от церкви.

Евр.12:15,25 15«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. 25Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес».

Внимательно читая тексты Писания, на которые ссылается Вероучение, мы приходим к выводу, что нет абсолютной независимости церкви, потому что мы все принадлежим Телу Христову и зависим друг от друга. Самостоятельность и независимость поместной церкви не предполагает ее изолированность и сектантство, не предполагает, что она будет действовать исходя из своих интересов, не предполагает, что пресвитер поместной церкви может принимать любые решения, но предполагает, что она должна действовать в интересах дела Божьего, по Слову Божьему и в единстве с другими церквами, стоящими в истине, «стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).  Об этом и говорят п.п.7.3 (1Кор.12:4-27; Рим.12:3-5); п.п.7.10 (Гал.5:6,13,14; Еф.4:1-3; Евр.13:1); п.п.7.16 (Еф.4:3).

Даже в тех вопросах, которые вправе решать только сама церковь, в тех случаях, когда церковь не видит проблемы, как это было в Коринфе, Апостол Павел дает повеление по дисциплине поместной церкви: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. 12  Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? 13  Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:11-13). Поместная церковь могла принять и могла не принять повеление Павла. Это не означает, что Павел вмешивается во внутренние дела церкви (как считали многие недуховные люди, требуя от него каких-то писем или полномочий), а означает, что он ревнует о духовном состоянии церкви, любит церковь и радеет за нее.

Независимость означает ответственность каждой поместной церкви и ее служителей за паству (п. 7.16 —1Тим.3:15;  Деян.20:28). Ответственность пастырей за поместные церкви, входящих в Церковь Божью, отождествляется с ответственностью за всю Церковь Христову: Деян.20:28: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».

Независимость (автономность) церкви означает также право самостоятельно принимать решения о порядке внутренней духовной жизни церкви. Это право никто ни у кого не отнимает, потому что церковь принимает решение о своей структуре, о количестве служителей, о порядке служения, о формах проведения собраний, о количестве проповедей, о внутренней церковной дисциплине, об избрании конкретных лиц на служение и т.д.. В конечном итоге, за поместной церковью остается решающее право при решении всех возникающих вопросов. Но это не исключает принятие на себя некоторых обязательств для совместного служения при единстве нескольких или многих церквей и при единстве Церкви как Тела Христова.

При этом церкви должны достигать единомыслия между делегированными представителями, как это было в Первоапостольской церкви (Деян.15).

Деян.15:6: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела».

Не следует путать назначение испытательного срока с тем, что «мы его знаем», потому что «мы его знаем» касается человеческого фактора, а назначение испытательного срока фиксируется в духовном мире и имеет важное значение для будущего служителя и его семьи.

Не следует путать и полностью отождествлять избрание служителей с их призванием и рукоположением.

В вероучении сказано, что «право избрания и право прекращения деятельности служителей принадлежит церкви» (п.7.18). И это правильно, и это в соответствие с Писанием. Но это только одна часть истины. В Слове Божьем мы читаем, что избранных церковью, т.е. представленных братьев, рукополагали апостолы:

Деян.6:5,6: «5И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки». Более того, инициатива о таком избрании принадлежала не церкви, а Апостолам (не одному апостолу, а единому мнению — «двенадцать Апостолов… сказали»), и они сразу указали не на любого для избрания, а на тех, кто обладает определенными качествами: «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян.3:3):

Деян. 6:2,3: «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.  Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу».

Мы видим, что не одна поместная церковь (хотя  именно ей и принадлежало право избрания), но и старшие и поставленные Богом служители и ученики участвуют в избрании и священнодействии рукоположения, принимая на себя перед Богом ответственность за рукоположенных.

Ошибочным являеся мнение, что всякие структуры для управления церковью являются небиблейскими. Есть много небиблейских структур на самом деле, но не всякая структура и не всякая организованность является небиблейской. У Христа тоже была  Своя структура — у Него было двенадцать Апостолов. У Апостола Павла были помощники и верные сотрудники, которых он использовал для домостроительства Церкви Божьей. В Слове Божьем мы имеем разные построения и структуры управления, где в жизни поместной церкви могут участвовать не только служители этой церкви.

Такое участие духовных служителей, не принадлежащих  данной поместной церкви, в нуждах этой церкви  мы нередко наблюдаем в Писании :

Это мы встречаем в Тит.1:4,5, когда Павел направляет Тита: «4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.  Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Ни Тит, ни Апостол Павел не были пресвитерами в городах Крита, но принимают решение о поставлении пресвитеров в церквях. При этом надо понимать, что поставить пресвитеров — это не значит, что все домостроительство дела Божьего уже закончено. Апостол Павел постоянно посещает церкви, наставляет и исправляет. И не только он как Апостол, но и другие лица.