Пояснение к Положению о рукоположении

1Кор.12: 12-27 «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.  Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.  Тело же не из одного члена, но из многих.  Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?  И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?  Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?  Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.  А если бы все были один член, то где было бы тело?  Но теперь членов много, а тело одно.  Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.  Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,  и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;  и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,  дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.  Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.  И вы - тело Христово, а порознь - члены».

Рим.12:3-5: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.  Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены».

Еф.4:1-6:: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,  со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,  стараясь сохранять единство духа в союзе мира.  Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;  один Господь, одна вера, одно крещение,  один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».

Рим.16:17,18: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;  ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных».

Ин.17:20-23: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,  да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.  И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.  Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».

Единство соответствует воле Господа, чтобы  Его последователи были едины: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин.17:21). В идеале мы должны достигать в Теле Христовом такого единства, которое было у первых христиан: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32).

Мы нигде в Писании не встречаем ни одного стиха, в котором бы церкви призывались к такой автономии, чтобы не зависеть от других и не трудиться согласованно вместе с другими (хотя никто автономию церкви не оспаривает), а вот стихов  и призывов к совместному служению очень много, потому что в единстве — сила Церкви Божьей.

Для жизни в таком единстве на практике церкви принимают одни и те же практические принципы, основанные на Слове Божьем. Для этого и вырабатываются Вероучения, Уставы,  Внутренние Положения, которые конкретизируют разные моменты, не выходя из принципов Божьего Слова. Наше Вероучение написано для консервативных церквей, а не для какой-то структуры Объединения, т.е. в нем даны принципы жизни в поместных церквах, входящих в объединение, но оно не отражает  подробно (это не было задачей Вероучения) принципы и механизмы совместного труда, взаимодействия и согласования решений, важных для всех церквей объединения.. Многие конкретные моменты и механизмы для совместной работы в Объединении не оговорены и предполагают совместную взаимосогласованную разработку.  Слово Божье говорит: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам.3:3) и «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Пр.15:22). Когда в совместном труде участвует много церквей, тогда для эффективной работы и для духовного обогащения важны взаимосогласованные библейские правила порядка и дисциплины,  «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14:33). Поэтому и вырабатываются и согласовываются разные дополнения и конкретные механизмы проведения тех или иных положений Вероучения. И это является благословением для церквей, желающих трудиться вместе в единстве духа, о котором так часто говорит Писание. И принимают их не какие-то посторонние люди, которые не принадлежат поместным церквам, но духовные представители поместных церквей, имеющих опыт служения. Нет абстрактного объединения, есть объединение конкретных церквей, с конкретными людьми, с конкретными представителями в Совете от реальных церквей. Учредителями объединения являются не физические лица, не конкретные пресвитера или дьякона, а  конкретные церкви. Не существует и не может существовать религиозное объединение без церквей, сами церкви, их сообщество в едином духе и есть объединение. Нет также и желания у братьев служителей сделать что-то против воли Господа и не на благо Божьему делу, потому что все — братья, а не соперники и не противники друг другу, потому что мы являемся детьми одного и того же Отца. Если бы  Положение принималось только Советом  одной какой-то церкви без участия других церквей (хотя  мы знаем, что Совет состоит из представителей разных церквей), то это было бы односторонним диктатом, а если Положение и действия осуществляют  каждая церковь без согласования с другими церквами и Советом, без учета интересов братства и общего Божьего дела, то это будет похоже на самоизоляцию.  Для того чтобы церкви могли трудиться согласованно в составе Объединения, в которое они входят добровольно, необходимо принимать взаимосогласованные и не противоречащие Писанию принципы взаимодействия в объединении как в едином духовном организме с одним духом, с одними подходами, методами, принципами и целями. При сохранении принципа взаимного согласия церковь избирает и выдвигает служителей, а Совет согласовывает и помогает церкви увидеть и исправить те моменты в характере служителя, которые видны со стороны. Это служит предотвращению ошибок. Когда видны люди, способные и призванные на служение блюстителей душ, то избрание и рукоположение — это не просто человеческий выбор, а вопрос признания и постановки на служение тех, кого Бог уже приготовил на это служение. А это делается более эффективно при совместном участии служителей, исполненных Духом Святым. Такие принципы совместной работы позволяют совместно избегать заблуждений и позволяют более эффективно исправлять ошибки. Принцип взаимного согласия Совета и поместных церквей не нарушает принципов Писания и Вероучения, а учит нас смиряться под руку Божью, учит быть чуткими к исправлению ошибок, учит носить бремена друг друга. Это позволяет избежать многих ошибок, имеющихся в истории и практике церквей: отлучение служителей, заблуждение целых общин и впадение в ересь, дух Диотрефа в общинах, остановка в развитии и духовная спячка церквей, состояние достигнутости и фарисейства, разделения, уход целых церквей в ересь и т.д.

Эти проблемы мы нередко встречаем сегодня в жизни церквей, эти же проблемы были описаны в Библии. Так, старец Иоанн, любимый Апостол Христа и его соработники изгоняются из церкви Диотрефом и не допускаются в нее. Это — печальная картина, которая отражена в Слове Божьем не случайно:

3Ин.9,10: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.  Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви».

То же мы видим и в церкви Коринфа, которая имела много заблуждений и некоторые дошли до того, что организатора этой церкви Апостола Павла не признают и требуют от него рекомендательные письма. Это — тоже печальная картина, отраженная в Слове Божьем:

1Кор.9:1-3: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?  Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.  Вот мое защищение против осуждающих меня».

2Кор.3:1,2: «Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?  Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками».

2Кор.13:3: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас».

Мы видим заблуждение в Галатийской церкви, потому что она, считая себя свободной и самостоятельной, начала слушать иных учителей:

Гал.4:11: «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».

Гал.3:1: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?».

Гал.1:6,7: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,  которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».

Поэтому Апостол Павел пишет таким «сверхъсамостоятельным» христианам, которые вошли в чужой труд и направили Божье дело в опасное русло:

1Кор.4:8: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!».

2Кор.10:2: «Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти».

1Кор.10:12: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

1Кор.4:21: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?».

Мы читаем также в 2Пет.2:1-3,9,10: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.  И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлетто, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших».

То же предупреждение мы имеем в Иуд.17-18: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».

И одна из самых печальных картин представлена в Деян.20:28-31: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Церковь Божья — это не разнузданная демократия, свобода имеет свои пределы, и некоторые должны молчать, чтобы не разрушать дело Божье:

1Пет.2:15,16: «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -  как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».

Гал.5:12,13: «О, если бы удалены были возмущающие вас!  К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».

Доктрина, с. 353: «Важно отметить, что во всем Божественном домостроительстве во все времена формой правления была не демократия (власть народа), а теократия (власть Бога). Мирская демократия видит источник власти в мнении большинства, а конгрегациональная форма правления предполагает ответственность каждого члена общины, но полноту ответственности возлагает на служителя. Служители и наставники общины разъясняют общине Божью волю и не отклоняются от нее ни на шаг, даже если вся община проголосует против этого. Не община руководит братьями-служителями, а Сам Господь через действие Духа Святого наставляет их. Так как возрожденные христиане имеют дар  Духа Святого и управляются одним Духом, то в общине должно достигаться единство в истине Божьего Слова. Избрание служителей и представителей, передача им полномочий какого-то служения, является не просто результатом «демократических выборов», а проходит через проверку на духовное соответствие  служителей общины. При этом служители проходят испытание, а вся община молится о ниспослании Божественного благословения и таким образом участвует в этом важном возложении ответственности и передаче полномочий. В этом деле существенное значение имеет духовное водительство и духовное единомыслие детей Божьих.

Каждая община и каждый ее член должны осуществлять церковную дисциплину. Если дисциплинарное действие приобретает публичный характер, то оно становится обязанностью одного или нескольких служителей. Последние стадии воздействия, вплоть до отлучения, совершаются  перед общиной и в согласии с общиной. Этого иногда трудно добиваться (как, например, в общине в Коринфе), но на это в таких случаях должно быть направлено служение руководителей.

Таким образом, совместное действие общины в единомыслии сильно отличается от демократических форм господства большинства в гражданском обществе».

Бывает так, что вся община может заблуждаться или не обращать внимания на важные вопросы:

1Кор.5:1,2: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело».

1Кор.6:4,5: «А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.  К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?».

Гал.3:1: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?».