Церковь и бизнес

«... отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.»

Мтф. 22:21

1. [Пролог]

«Бог создал предпринимателя как первую профессию … Адам – он был предприниматель. Авраам, Исаак, Иаков … Бог сказал: Я Бог предпринимателей. И если мы (т.е. предприниматели – прим. автора) научим этих людей, 99%  прихожан, делать свое дело в вере, тогда у нас не будет вопросов, почему христианство такое слабое.»

Из христианской передачи «Свет под лампой», «Позиция христиан в бизнесе. Как избежать компромиссов?» Июль 2012.

2. [Предисловие]

Отношение к бизнесу среди христиан очень неоднозначное и часто противоречивое. От полной уверенности, что чуть ли не каждый бизнесмен в церкви своей деятельностью служит Богу до категорического неприятия бизнеса, предпринимательской деятельности в церкви и отождествления этой самой деятельности со служением мамоне.

Предприниматели, бизнесмены в  защиту своей деятельности от нападок и упреков приводят примеры из Библии, где, по их мнению, говорится о предпринимательстве: Авраама можно назвать бизнесменом, ведь у него было большое хозяйство и был он человеком очень богатым. И Павел тоже был бизнесменом (имея ввиду тот факт, что апостол Павел изготавливал палатки Деян. 18:1-11).  И женщина Лидия упоминается, которая торговала багряницей и была активным членом церкви (Деян. 16:14).

Воодушевляясь подобными примерами и развивая тему, многие христиане-бизнесмены искренне верят, что своей коммерческой деятельностью они служат Богу. И как живое доказательство своей теории они приводят свой собственный успех – ведь это благословение от Бога, если бы Бог не благословил, если бы Ему это было неугодно, разве что-нибудь получилось бы? А когда дело получается, да еще с благословением Божьим, то это служит огромным стимулом к дальнейшей деятельности и к творческому подходу, к поиску новых путей для «служения». Например, почему бы не объединить бизнес и служение Богу в одном лице, когда владелец (руководитель) бизнеса является одновременно и пастырем церкви?

Энтузиазм пропонентов «благословенного» бизнеса принимает самые разнообразные формы, причем порой весьма неожиданные. Есть достаточное число попыток «усовершенствовать» бизнес и построить его исключительно на христианских принципах. Сторонники подобных идей считают, что достаточное условие для этого – чтобы все участники общего дела были искренними христианами. Если все на предприятии – настоящие верующие, то почему бы не вывести новую модель деловых отношений, которые основывались бы исключительно на Библии? И тогда всем будет хорошо: и заказчикам, которых приятно удивит высочайшее качество продукции и идеальный сервис. И работникам, которые будут с удовольствием трудиться в здоровом, честном коллективе, преследующем в своей деятельности исключительно высшие цели.

Фирмы и предприятия с названиями вроде «Христиане», «Братья Христовы», «Дети Божьи», «Путь в небеса» красноречиво говорят об усердных попытках реализовать подобные идеи.

Напротив, радикальная точка зрения расценивает бизнес как зло в самом себе, которое так или иначе, со временем, вводит человека в поклонение мамоне и другие грехи: обмана, воровства, стяжательства, лицеприятия, лихоимства. Сторонники данной позиции уверены, что христианин не должен заниматься каким-либо бизнесом вообще, поскольку эта деятельность уводит человека от Бога и Божьих ценностей и всецело порабощает его и заставляет служить только деньгам. А тот, кто пришел в церковь из мира и до этого занимался предпринимательством, должен это оставить.

Оппоненты коммерции в церкви ссылаются, например, на следующие места из Писания:

-          невозможно богатому войти в Царство Небесное (Мрк. 10:25);

-          корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10);

-          никто не может служить двум господам (Мтф. 6:24).

А из жизни примеров пагубных плодов от занятий коммерцией всегда находится предостаточно.

Тем более, отмечают более опытные, честно вести бизнес практически невозможно: все равно приходится обманывать, идти на уловки, выкручиваться и т.д.

Как же быть человеку, желающему сохранить (и приумножить) веру, и одновременно созидать что-то здесь, на земле? Как разобраться где зло, а где добро?

3. [о чем, собственно, речь?]

Чтобы разобраться в вопросе, нужно сначала четко определиться с понятиями: что именно мы понимаем когда говорим «христианство», «христианин» и что мы понимаем под бизнесом.

Какими бы очевидными эти понятия ни казались, мы определим их, делая акценты на том, что важно для рассматриваемого вопроса.

Христианство – это образ жизни, основанный на вере в умершего и воскресшего Иисуса Христа, а также на принципах Священного Писания.

Плоды веры, христианские добродетели, достигаемые христианином в течение жизни, плоды Духа Святого - наиважнейшие составляющие христианской жизни.

Главный принцип христианства (и христианина) – благодать. По благодати мы получаем от Господа прощение и вечную жизнь. По благодати получаем дары Духа Святого, в том числе и дар веры. На принципе благодати строятся также взаимоотношения в церкви между ее членами. Любое служение Богу и ближнему связано с отдачей: мы отдаем наше время, наши таланты, наши возможности, наши силы, первые места в наших приоритетах. Причем делаем это безвозмездно, не ожидая воздаяния.

Бизнес (или предпринимательство) – это деятельность, направленная на получение максимальной прибыли от производства товаров либо от оказания услуг.

Как бы иначе бизнес ни представлялся, какие бы цели и задачи им ни декларировались, получение прибыли – это суть и цель бизнеса.

Если нет такой цели, тогда это что-то другое – благотворительная деятельность, хобби, политическая деятельность, социальная активность, подработка и т.д., но никак не бизнес.

Отличительными чертами бизнеса являются:

-          использование наемной рабочей силы;

Владелец бизнеса редко занимается непосредственным производством или занимается им лишь частично. Он нанимает специалистов, которые производят то, что имеет ценность и что приносит прибыль.

-          наличие стратегии развития, которая направлена на расширение деятельности, увеличение прибыли, расширение влияния на рынке;

Сюда относится активное продвижение своих товаров и услуг, маркетинговая деятельность и т.д.

Есть другие, схожие формы деятельности, которые часто также относят к бизнесу:

-          частное предпринимательство (или ремесленничество);

Частный предприниматель является одновременно владельцем предприятия и специалистом. То есть, он продает то, что сам производит, не имея в штате наемных работников.

-          ведение домашнего хозяйства (отдельный вид частного предпринимательства) .

Ведение домашнего хозяйства, которое производит гораздо больше продуктов, чем необходимо для личного потребления, и лишнее продается, генерируя при этом прибыль.

Так житель деревни продает осенью картошку или яблоки, потому что их больше чем нужно для потребления. Или тот, у кого 2 или 3 коровы подрабатывает на продаже молочных продуктов.

4. [к сути вопроса]

4.1. [бизнес- так в чем же зло?]

Когда говорят о неприятии бизнеса в церкви, то под вердиктом «греховности» часто скрывается всего лишь нежелание находить ответы на вопросы, которых неизбежно возникает гораздо больше, чем при работе христианина «на окладе».

Опасность для христианина представляет не бизнес сам по себе, но те задачи и вопросы, для которых бизнесмен должен постоянно искать решения и ответы в соответствии со своими убеждениями.

Для некоторых начинающих бизнесменов проблемы могут начаться уже на стадии «примерки» бизнеса на себя:

а. самый первый вопрос: для чего я это делаю или собираюсь делать?

Личная мотивация занятия бизнесом должна идти дальше зарабатывания денег и получения эстетического удовлетворения от процесса производства. Должна быть еще идея, отвечающая на вопрос: как результаты производства можно «конвертировать» в вечные ценности. Когда нет подобного желания и поиска служения Богу произведенными благами, то смысл находится в чем-то другом – еще большем получении прибыли, личными проектами, продвижением собственных интересов и т.д. Но это проблема не бизнеса, а мировоззрения человека, которая рано или поздно проявит себя, независимо от рода занятия: будь то бизнес либо что-то другое.

б. вопрос разграничения времени;

Бизнес занимает очень много времени. Неизбежно встает вопрос соизмерения времени, потраченного на бизнес и времени, потраченного для церкви. Не редкость, когда бизнесмены работают гораздо больше 8-ми часов в день, работают по выходным, работают в таком ритме, когда кажется, что еще немного поднажать, и все пойдет уже на другом уровне. Научиться планировать собственное время и правильно его употреблять – задача чрезвычайно сложная. И проблема использования времени «выпячивает» как правило первой.

в. вопрос использования творческих способностей и энергии;

Если человек весь с головой в бизнесе, если его увлеченность перебивает все остальные интересы и устремления, то для церкви он уже ничего не в состоянии произвести. Вовремя остановиться в следовании открывающимся возможностям (порой, кстати, являющимся не более чем миражем) и отдать время и силы для созидательного труда в церкви требует внутренних духовных усилий, на которые далеко не всякий согласен и далеко не всякий способен.

Вышеназванные вопросы можно свести к одному – вопросу о приоритетах. Этот вопрос особенно остро встает не только в бизнесе, но и в любом виде деятельности, являющемся увлекательным, ресурсоемким, требующим для достижения цели огромного количества времени, сил и творческой энергии: будь то занятия наукой, творческая деятельность или что-либо еще.

Как постоянно держать служение Богу приоритетом своей жизни, как провести правильно грань между служением Богу и любимым (или прибыльным) занятием, как подчинить второе первому – вопросы отнюдь нетривиальные, требующие постоянного бодрствования и приложения духовных усилий.

Далее, предоставленная человеку возможность ведения собственного бизнеса может стать для него серьезным искушением, если пробуждает спящие греховные желания и наклонности, для которых ранее не наступала подходящая ситуация. Например, если человек имеет склонность к сребролюбию, то при отсутствии денег его сребролюбие себя практически никак может не проявлять. Но как только в руки попадают большие деньги или на горизонте забрезжит реальная возможность их иметь, сребролюбие просыпается, и человек вдруг становится перед проблемой духовного выбора: наконец-то обладать тем, о чем втайне так долго мечтал или довольствоваться меньшим, отдав предпочтение духовному.  Подобные желания, если их не распознать и не искоренить из сердца, могут тлеть в сердце годами или десятилетиями, и неожиданно выстрелить, как только представится подходящий случай.

Конечно, вопрос выбора стоит перед человеком всегда, независимо от рода его занятий. Но при успешном предпринимательстве, как и при любой другой успешной деятельности, проблема выбора обостряется гораздо большим количеством того, чем нужно пренебречь при открытии тех самых «подходящих возможностей», о которых давно мечталось.

Когда христианин берется заниматься бизнесом, не приняв во внимание вышеназванные вопросы и не будучи готовым к поиску ответов и решений, его внутренние духовные убеждения легко трансформируются сообразно обнаружившимся эгоцентричным устремлениям, и как следствие, вера терпит урон.

Можно, конечно, избегать любых ситуаций, которые ставят перед нами острые вопросы, чтобы не попасть в ситуацию, требующую сложного выбора. В некоторых ситуациях такая жизненная позиция оправдана. Но ее нельзя примерять на всех. Потому что, с другой стороны, при разумном подходе, когда духовное главенствует над душевным, занятие бизнесом формирует личность человека, очерчивая и вырабатывая важные качества, такие как ответственность, целеустремленность, способность принимать решения, умение управлять своими желаниями и побуждениями.

И в истории, и сегодня мы встречаем много искренних христиан-бизнесменов, которые умели правильно распоряжаться теми благами, которые производила их предпринимательская деятельность. Имен многих из них мы даже не знаем, потому что они не афишировали свою благотворительность и другие аспекты своей частной жизни, достойные подражания.

Важно также, чтобы благотворительность была хорошим тоном, своего рода нормой в обществе. Это также является определенным показателем духовного состояния общества в целом. Известно, например, что в средние века в России были многочисленные династии торговцев и промышленников, жертвовавших свои средства на благотворительные нужды. На всю страну были известны имена благотворителей из династии предпринимателей Строговых, торговой династии Босовых и династии предпринимателей-заводчиков Демидовых и многие другие. И христиане должны здесь задавать тон.

Отметим также, что, конечно, есть сферы деятельности, которые противоречат христианству по самой своей сути. Например, бизнес развлечений; торговля товарами, наносящими вред здоровью (алкоголь, табак); сетевой маркетинг; нелегальный бизнес или спекуляция.

Нередко верующие занимаются спекулятивным бизнесом, который по своей сути является греховным. Попросту говоря, спекуляция – это зарабатывание денег исключительно на изменении цены товара без изменения его качества (состояния) и без оказания сопроводительных услуг. Часто спекулянты пользуются либо ограниченностью доступа к продаваемым товарам и услугам (дефицит), либо людским невежеством, когда продаваемая за бесценок вещь на самом деле имеет гораздо большую стоимость, намеренно утаиваемую спекулянтом от продавца для последующей перепродажи в разы дороже. Отличительным признаком спекуляции является очень высокая рентабельность, которая может достигать до 1000%.

С подобными категориями деятельности все просто и понятно – их невозможно примирить с принципами живой веры. Следовательно, их нужно попросту сторониться.

4.2. [бизнес как форма христианского служения?]

Отметим, что служение человека Богу реализуется прежде всего через Церковь, как Божье установление на Земле. Уже этот факт говорит о том, что корпорация, или фирма, кому бы она ни принадлежала и какой бы род деятельности ни вела – это не то место, где во всей полноте проявляется Божья благодать и святость.

Далее, служение христианина Богу – это тоже деятельность, со своими целями и задачами.

Суть любой деятельности определяется прежде всего ее целями и задачами. Также, исходя из целей и задач, соответствующим образом выстраиваются взаимоотношения между людьми, принадлежащими к этой деятельности. Взаимоотношения выстраиваются таким образом, чтобы достичь наибольшего результата.

А цели и задачи церкви и любого бизнеса, конечно же, совершенно разные.

Не вдаваясь в подробности доктрины о Церкви, вкратце отметим цели и задачи церкви (а значит, и  каждого отдельного христианина).

-          Спасение человека от вечного отлучения от Бога и обретение вечной  жизни с Богом (евангелизация);

-          укрепление христианина в вере, развитие христианского мировоззрения, развитие в человеке христианских черт характера и качеств души (духовный рост);

-          прославление Бога, поклонение Богу.

С другой стороны, основная цель бизнеса - получить максимальную прибыль от своей деятельности. Многие предприятия ставят перед собой и второстепенные цели, которые могут успешно преследоваться – например, предоставление рабочих мест, продвижение определенных идей и взглядов среди различных слоев общества, благотворительные проекты и так далее.

Но главной целью всегда является получение максимальной прибыли. Деньги в бизнесе являются как средством производства, так и целью деятельности. И эта цель вполне определяет всю деятельность предприятия и стратегию его развития.

Как мы видим, цели церкви и бизнеса совершенно различны и синтеза здесь не может быть никакого. Ни одна из задач церкви не реализуема через деятельность бизнеса. И наоборот, ни одна из задач бизнеса (главная или второстепенная) не направлена и не может быть направлена на отдачу и служение Богу и ближнему.

Даже если компания занимается благотворительностью, значит это служит ее бизнес-интересам и развивает ее успех. Создание рабочих мест, популяризация здорового питания, создание комфортных условий труда, участие в благотворительных фондах и так далее – подобные проекты, часто проводимые крупными компаниями, организуются для продвижения собственных коммерческих интересов.

Вот только несколько примеров.

Американская компания Apple уже несколько лет подряд проводит благотворительную компанию помощи ВИЧ-инфицированным детям Африки. Покупая iPod, iPhone или iPad красного цвета, который стоит на несколько долларов дороже обычного, вы тем самым помогаете больным детям Африки. Потому что часть выручки от продажи идет в специальный благотворительный фонд.

В последние годы европейские и американские общественные организации активно поднимают вопрос об использовании детского труда на фабриках и предприятиях традиционных зон аутсорсинга мировых брендов – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии, Таиланда и т.д. Ни для кого не секрет, что практически все крупные производители одежды, бытовой техники и других товаров используют дешевый труд в странах третьего мира. Правозащитные организации всячески привлекают внимание общественности к проблеме детского труда и призывают с ней бороться. В ответ на принявшие большой размах акции общественности, ряд мировых компаний-производителей одежды и обуви проводят весьма успешные рекламные кампании под лозунгом: “наша продукция произведена без использования детского труда”. Многие школы и спортивные организации закупают продукцию прежде всего таких “хороших” брендов. В школах, среди подростков стало модно одеваться в “добрые” бренды.

Нет ничего плохого в подобных акциях, однако нужно понимать, что они делаются не бескорыстно, что за пожертвованные на доброе дело деньги приобретается лояльность покупателя, которая сегодня стоит многого. Отдать просто так – значит понести убытки, что противоречит законам бизнеса.

Существует также заблуждение, которое состоит в подмене понятий христианского служения этическими нормами, когда следование этим нормам принимается за служение Богу и ближнему. В любом деле есть свои этические нормы. Практически каждая социальная система имеет свою этику. Есть, в том числе, и этика бизнеса. Например, к таковой этике можно отнести правила субординации, когда подчиненный подчиняется начальнику независимо от личного отношения к нему; добросовестное исполнение каждым работником своих обязанностей, своевременная выплата зарплаты работникам, уважительное отношение руководства к подчиненным, создание возможностей карьерного роста для одаренных и энергичных сотрудников, выполнение соглашений трудового договора и так далее.

Следовать этическим нормам еще не означает служить Христу. Точно также как быть хорошим и воспитанным человеком еще не означает быть христианином.

К примеру, мечта многих программистов работать в интересной и творческой IT компании. Сегодня есть множество компаний, которые предоставляют своим сотрудникам прекрасные условия труда, достойную зарплату, обширный социальный пакет и даже некоторые компании предлагают работникам часть рабочего времени посвящать личным творческим IT-проектам. Бизнес-этика подобных компаний находится на высоком уровне, но это еще не значит, что их владельцы преследуют христианские цели.

Некоторые верующие приводят Авраама, Исаака, Иакова, апостола Павла и других людей из Библии в пример бизнесменов. И, таким образом, делают заключение, что бизнесом можно и нужно служить Богу. Некоторые идут еще дальше, утверждая на примере праотцов Израиля, что Бог – это Бог бизнесменов.

В понимании бизнеса, предложенном выше, ни одного из перечисленных выше людей нельзя отнести к категории предпринимателей или бизнесменов.

Во-первых, патриархи израильского народа никогда не ставили важнейшей целью своей деятельности созидание материальных благ и получение прибыли. Они четко понимали свою миссию, возложенную на них Богом, и исполняли ее. Для Авраама, например, рождение наследника, обещанного Богом и его воспитание было куда более важным событием и целью, чем увеличение поголовья скота. Выход из своей родной земли, Харрана, и переход в землю Ханаанскую был продиктован отнюдь не бизнес-стратегией, но повелением Бога.

Во-вторых, в ветхозаветные времена существовали совершенно другие, очень упрощенные деловые отношения между людьми. Если сегодня мы хотим Авраама называть бизнесменом, то следуя тому же принципу, можно назвать его кем угодно: президентом, мэром, военачальником, адвокатом, учителем, инженером, путешественником. Но строго говоря, ни к одному из современных профессиональных групп его отнести нельзя. Он просто вел домашнее хозяйство, которое было достаточно большим и успешным. И на этом весь его «бизнес» заканчивается.

Павел не был бизнесменом, он не был даже ремесленником. Он также не ставил себе целью поставить производство палаток на конвейер, либо усовершенствовать их производство. Его главной целью была евангелизация и создание церквей, а работал он над палатками урывками, исключительно по необходимости.

Акилла и Прискилла не были бизнесменами, они были ремесленниками. Своим трудом они могли прокормить только самих себя. Также мы нигде не встречаем упоминаний о том, чтобы они стремились развивать свое ремесло.

Единственным представителем бизнеса из детей Божьих, упоминаемом в Писании, можно считать Лидию из Фиатир, торговавшей багряницей (Деян. 16:14-16). Хотя знаем мы о ней из Писания совсем немного, но тем более красноречиво говорит данная ей характеристика: торговавшая багряницей. Когда мы хотим описать человека в нескольких словах, мы находим то, что лучше всего его характеризует. Из чего можно предположить, что Лидия была хорошо известна в своем городе именно благодаря успешной торговле. Но заметим, что Богу она служила не своим бизнесом, но его результатами: она пригласила Павла и его сотрудников остановиться у себя в доме на время их служения в Филиппах и взяла на себя расходы по их пребыванию. И было это сразу после уверования.

Таким образом, стремление бизнесменов представить свою деятельность как служение Богу, несостоятельно. Служение Богу может быть в личной сфере бизнесмена: как он распоряжается результатами своей деятельности, какие некоммерческие цели преследует и как служит Богу вне дверей предприятия.

4.3. [бизнес – построим его на библейских принципах и достигнем успеха?]

Попыток построить бизнес-отношения предприятия на Библейских принципах было и, наверное, будет предостаточно.

Некоторые ошибочно полагают, что если все работники компании – христиане, то можно выстроить такую корпоративную культуру, в которой будут действовать практически те же принципы, что и в церкви: любовь; прощение; благодать; ответственность, когда каждый трудится как для Господа.  При таком подходе, следовательно, проблемы во взаимоотношениях среди участников предприятия сведутся к минимуму, производительность и заинтересованность каждого сотрудника будет максимальной. Это утопия, которой никогда не суждено стать реальностью. И опять, корень кроется в различии целей.

Подходы и понятия церкви неприменимы к производству, равно как и наоборот: церковь нельзя построить по принципу предприятия. Есть социальные, моральные, этические и психологические моменты, которые могут быть присущи отношениям в церкви и деловым отношениям (и на которых строится правильная, здоровая корпоративная культура). Например, вопрос уважительного отношения к коллеге, вопрос проявления терпения и выдержки при воспитании талантливых и подающих надежны кадров, вопросы безвозмездной профессиональной помощи и так далее. Но в основных своих принципах корпоративная культура предприятия чужда культуре церкви, равно как и наоборот. Корпоративная культура всегда преследует все ту же цель – получение наибольшей отдачи от работников и наибольшей производительности. Вот эту естественную отчужденность двух несовместимых культур христиане часто хотят проигнорировать и объединить их, что вызывает только проблемы и отсутствие результатов, как духовных, так и материальных.

Если посмотреть на данные попытки со стороны, то их недостижимость становится очевидной. Ведь командующий армией не предлагает поражать противника уговорами и проявлением жертвенной любви к стоящим по другую сторону бранного поля; судья не проявляет долготерпение и снисхождение по отношению к преступнику; банкир не вписывает в контракт условие, по которому кредит должен быть погашен должником только в случая наличия у последнего достаточного количества средств.

Из попыток привить в  бизнесе непрививаемое вытекают многие злоупотребления одних и обиды других.

Вот несколько примеров.

Вопрос оплаты труда.

Важнейшим моментом в работе любого предприятия является вопрос оплаты труда. За работу нужно платить. Казалось бы, что может быть проще? Однако, если в денежные расчеты вносится «духовный» элемент, все может обернуться куда сложнее. Например, поскольку духовное должно всегда быть приоритетом в жизни христианина, и во исполнение заповеди «носите бремена друг друга», христианин-предприниматель может ожидать от христианина-работника, что если на предприятии дела обстоят не блестяще, то определенная работа должна быть сделана бесплатно. В данном случае во внимание не берется тот факт, что бизнес, эксплуатирующий энтузиазм и доверие работника в собственных целях – это обман и надувательство. Независимо от того, что является источником подобного мировоззрения предпринимателя – коммунистические лозунги или религиозная недальновидность.

Родственный фактор

Еще один пример безуспешности объединения чуждых культур.

Известный факт, что финансовые отношения всегда сложно решаются между родственниками. Даже когда продажа, покупка, раздел имущества или другие операции совершаются абсолютно справедливо с точки зрения закона и здравого смысла, всегда возникает множество обид, ссор, испорченных отношений. Если сделка совершается между родственниками, то подход всегда нужно выбирать иррациональный, иначе рискуешь испортить отношения.

Второй не менее примечательный факт в том, что, как ни парадоксально это может звучать, но родственные связи на предприятии очень часто разрушают корпоративную культуру. Если в коллективе работают родственники начальника, отношения в этом коллективе рискуют стать «особыми», не способствующими здоровой конкуренции и поддержанию высокой производительности.

Причина в том, что субкультура близких родственников, формирующая отношения между ними вне предприятия, чужда корпоративной культуре (в первую очередь, по причине различия целей). Попытка игнорировать этот факт приводит к проблемам со всех сторон.

Вопрос подбора персонала.

Есть много примеров, когда бизнесмен-христианин пытается решать вопрос подбора кадров на «библейском» основании, по принципу служения ближнему и проявления благотворительности.

В таких случаях набор идет прежде всего «из своих», из церкви. Прежде всего из тех, кто остро нуждается в заработке; из тех кто ищет работу и не может найти; из тех, за кого просит брат или сестра и так далее.

С таким подходом предприятие обречено на провал. Единственно правильный критерий подбора персонала – профессионализм, наличие необходимых навыков для выполнения требуемой работы.

Вопрос авторитета власти

В Мтф. 20:21-28 Иисус дал основной принцип служения в церкви Божьей и принцип построения иерархии власти в церкви: тот кто первый, кто наделен духовной властью в церкви, должен служить другим больше всех остальных. В этом и заключается предназначение духовной власти в церкви, которая есть не только мера ответственности служителя за церковь, но также есть и мера жертвенной любви, проявленной служителем в практической жизни.

С другой стороны, власть руководителя предприятия и иерархия авторитетов направлена прежде всего на результат. Эта власть не может и не должна быть основана на жертвенной любви, но на правильно поставленной цели и способах управления, которые гарантируют ее достижение. Позиция руководителя определяет его поведение в ситуациях, где возникает конфликт интересов, например интереса производственного и духовного. Если руководитель бизнеса желает выступать прежде всего в качестве мудрого пастыря по отношению к своим работникам, он берет на себя неправильную миссию, невольно действуя в ущерб интересов производства.

4.4.[Кто ты – пастор? Или бизнесмен? Или пастор-бизнесмен?]

Пастор и бизнесмен – это две активные позиции, которые требуют постоянного движения, постоянного развития и постоянного принятия решений. Очевидно, что в процессе долгого занятия тем или иным делом формируется характер человека. Мотивация действий, подходы при принятий решений, способы разрешения конфликтов, принципы управления, принципы выстраивания команды (или коллектива) у бизнесмена и Божьего служителя разные и часто противоположны друг другу.

Когда Писание говорит, что у христианина «чувства навыком приучены к различению добра и зла», мы это понимаем в том числе и как формирование этих самых жизненных принципов через повседневную практику духовных законов, данных в Божьем Слове, и реализацию этих законов в различных жизненных ситуациях.

Бизнесмен в производственной деятельности за ориентир берет прежде всего те принципы, которые приносят результат.

Поэтому отношение, или подход, к различным аспектам жизни у пастора и у бизнесмена совершенно различные. Заметим, что речь здесь не идет о приоритетах в жизни. И бизнесмен может использовать все заработанные деньги на благотворительные цели, а пастор – помышлять больше всего о собственном материальном устройстве.

Именно подход к различным аспектам жизни формируется разный: по отношению к деньгам, к людям, к применению дисциплинарных взысканий, к мотивации человека, к производительности человека, к его отношению к делу.

А принципы поведения и принятия решений, сформировавшиеся годами или десятилетиями, не могут быть изменены во мгновение ока, не говоря уже о переключении в течение нескольких часов: в воскресение я пастор, а в понедельник – уже бизнесмен.

Нижеприведенная таблица демонстрирует огромную разницу в отношении к важнейшим аспектам жизни пастора и бизнесмена, формируемую родом деятельности каждого. Возможно, описание поведения каждого несколько утрировано, но оно показывает тренд, направление, диктуемые соответствующей ролью.

Отношение

к категориям

Пастор Бизнесмен
Деньги Средство служения Богу.

Не считается с затратами для достижения духовных благ.

Средство производства и цель производства.

Стремится всегда уменьшить затраты и увеличить прибыль.

Человек (являющийся одновременно членом церкви и работником предприятия) Стоит в центре служения Богу

Готов на личные издержки времени и средств, если это необходимо, чтобы привести человека к вере и познанию Христа, либо чтобы помочь решить духовные проблемы человека. Оценивает человека прежде всего по его отношению к Богу и к ближнему.

Оценивает человека и строит отношения с ним прежде всего с точки зрения получения от него, как от работника, максимального результата.
Денежный долг Одолжив, не требует назад Ничего не отдает просто так
Серьезная провинность (грех) Использует наказание как последний рычаг.

Стремится простить и исправить, проявляя долготерпение

Применяет дисциплинарные взыскания незамедлительно
Дисциплинарные взыскания Являются крайней мерой в церковной дисциплине.

Имеют своей целью остановить человека в нераскаянном грехе или неправде и помочь исправить свое положение по отношению к Богу.

Являются обычной практикой в производственной дисциплине.

Имеют целью предотвратить случаи, влекущие за собой снижение производительности труда (халатное отношение к своим обязанностям, прогулы, неподчинение руководству и т.д.)

Как мы видим, по большому количеству вопросов у пастора и бизнесмена формируются разные векторы, порой разнонаправленные. Как следствие,  во взаимоотношениях с людьми неизбежен конфликт интересов, который часто оказывается практически неразрешимым.

Рассмотрим несколько простых жизненных примеров, в которых этот конфликт проявляется:

1. При прочих равных условиях (отличное образование, прекрасные практические навыки, огромный потенциал, и т.д.), кого бизнесмену выгоднее принять на работу, молодого человека или молодую девушку? Конечно же молодого человека. Потому что девушка может скоро выйти замуж и уйти в декрет. Тем самым, инвестиции сил и средств в работника не окупятся, в далекой перспективе делать ставку на такого работника тоже рискованно.

С другой стороны, пастор должен молиться за молодую сестру и всячески желать и содействовать ее замужеству и рождению детей.

2. Владелец предприятия, будучи одновременно и пастором своего сотрудника, увольняет его, как несоответствующего занимаемой должности, либо по причине систематического нарушения трудового распорядка. Вопрос увольнения неизбежно перейдет из производственной плоскости в плоскость личных взаимоотношений, а также в плоскость духовную. Остаться в правильных духовных отношениях с уволенным членом своей церкви, вместе с ним нести служение, сохранить просто нормальные человеческие отношения практически невозможно. Тем более невозможно оставаться душепопечителем уволенного сотрудника.

С другой стороны, руководитель, проявляющий снисхождение и христианскую любовь к подчиненному, не выполняющему свои производственные обязанности, автоматически нарушает одно из основных правил бизнеса: систематическое невыполнение профессиональных обязанностей либо систематическое нарушение трудовой дисциплины должно быть наказуемо.

3. Предприятие находится в финансовых затруднениях и должно сократить определенное число сотрудников.

Владелец предприятия должен сократить прежде всего менее квалифицированных сотрудников, либо наименее производительных.

Пастор же при сокращении должен прежде всего учитывать личностный контекст сотрудника – не окажутся ли увольняемые брат или сестра, потеряв работу, в затруднительном финансовом положении, смогут ли найти работу в другом месте.

Эти и многие другие примеры показывают, что достаточно простые производственные ситуации могут оказаться сложно разрешимыми при совмещении двух ролей – пастора и бизнесмена.

На основании выше изложенного, автору кажутся логичными следующие выводы:

  1. честный бизнес (или предпринимательство), как деятельность, не является греховным или склоняющим ко греху;
  2. бизнес, сам по себе, не может рассматриваться как служение Богу, к какой бы категории этот бизнес ни относился;
  3. невозможно бизнес-отношения на предприятии построить на Библейских принципах;
  4. служение бизнесмена Богу лежит прежде всего в личной сфере, а не в производственной. То есть в том, как он распоряжается результатами своей деятельности, какие некоммерческие цели преследует и как служит Богу вне дверей предприятия;
  5. роли пастора и бизнесмена несовместимы по своей внутренней сути и порой противоречат друг другу. Следовательно, практически невозможно быть одновременно пастором и бизнесменом в одном лице.

Байдун С.

Статья размещена для обсуждения,  отражает частное мнение автора.

Примечание администрации.

Комментариев: 8
  1. Странные выводы.
    1. честный бизнес (или предпринимательство), как деятельность, не является греховным или склоняющим ко греху;
    Этот вывод не следует из текста статьи. К тому же, если следовать логике вывода, то и церковь (евангелие, проповедь) не склоняют к праведности, хотя и бизнес и церковь имеют конкретные и противоположно направленные цели.
    Для некоторых начинающих бизнесменов проблемы могут начаться уже на стадии «примерки» бизнеса на себя:
    а. самый первый вопрос: для чего я это делаю или собираюсь делать?
    Логично было бы ожидать , что вопрос б) будет звучать примерно так: как я это собираюсь делать? Но вопрос не ставится и ответа на него нет.
    3. невозможно бизнес-отношения на предприятии построить на Библейских принципах;
    А на небиблейских обязательно получится грех и автор это знает.
    4. служение бизнесмена Богу лежит прежде всего в личной сфере, а не в производственной.
    А мы проповедуем, чтобы христианин оставался христианином везде, а не только в личной сфере. Отдавать все остальные сферы на служение чему?
    5. роли пастора и бизнесмена несовместимы по своей внутренней сути и порой противоречат друг другу. Следовательно, практически невозможно быть одновременно пастором и бизнесменом в одном лице.
    Если противоречат и бизнесмен следует этой роли, то он поступает вопреки Писанию. В вопросах веры и служения Богу нет разделения на просто христианина и пастора (принцип всеобщего священства). Поэтому этот вывод нужно распространять на всю церковь.
    [Удалено администратором как сообщение личного характера].

  2. Перечитав еще раз, захотелось оставить комментарий, потому что впервые стало стыдно за несерьезную статью на серьезном сайте. Присоединяюсь к комментарию выше и считаю, что автор зря потратил свое время на написание данного труда. То, что автор хорошо владеет вопросами бизнеса – это понятно с первых строк, но из этого не следует, что он так же хорошо владеет вопросами христианства и что своими идеями нужно делиться на весь свет. Удивляюсь, как статья попала на сайт и предлагаю ее удалить без сожаления.

  3. Бизнес привлекает.
    Деньгами - основной фактор (и производными от денег).
    Властью - сначала небольшой над наемными работниками, а затем бизнес сам (идет во власть) хочет олицетворять власть общества, чтобы определять правила бизнеса (и жизни множества людей).
    Свободой - но не христианской, а свободой не работать или делать то, что хочется (брать от жизни все).
    Мотивация, что бизнесом (производством) христианин может что либо хорошее сделать на земле несостоятельна, бизнес не созидает духовные ценности - только материальные, которым нет места в Божьем Царстве.
    Благотворительность бизнеса это очень редкая (в России при рекордном числе миллиардеров нет ни одного детского приюта на содержании бизнеса) и жалкая попытка заглушить голос совести или своеобразная попытка получить отпущение грехов.
    Поэтому хорошо, что появилась эта статья. Она хотя и содержит спорные и неприемлемые для христианина идеи, размещена для широкого обсуждения, чтобы на эту тему (актуальную) могли обратить внимание те, кто раньше об этом не задумывался или шел в бизнес не задумываясь о его сути.

  4. Автор не в ладах с логикой.
    Цитирую статью:
    1. При прочих равных условиях (отличное образование, прекрасные практические навыки, огромный потенциал, и т.д.), кого бизнесмену выгоднее принять на работу, молодого человека или молодую девушку? Конечно же молодого человека. Потому что девушка может скоро выйти замуж и уйти в декрет. Тем самым, инвестиции сил и средств в работника не окупятся, в далекой перспективе делать ставку на такого работника тоже рискованно.
    Пример из жизни, что говорится… Но упускается следующее.
    Дискриминация — намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений.
    В правовой системе Республики Беларусь, как, впрочем, и абсолютного большинства других стран, запрещение дискриминации содержится в Конституции (ст. 22 Конституции РБ), где указано, что все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
    В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) запрещению дискриминации отведена ст. 14, в которой запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается, как ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости о пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей.
    При этом нормы ТК соответствуют ст. 1, 2 Всеобщей декларации прав человека:
    Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
    Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
    Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
    Как видим, законы бизнеса подталкивают бизнесмена к неправовым действиям, осуждаемым как национальным, так и международным законодательством. Т.е. внутренняя сущность и природа бизнеса в погоне за максимальной прибылью склоняет бизнесмена к совершению даже ПРЕСТУПЛЕНИЯ и это пример автора, который утверждает в своем первом выводе, что, цитирую, «честный бизнес (или предпринимательство), как деятельность, не является греховным или склоняющим ко греху».
    Очевидное противоречие. Кстати, сочетание «честный бизнес» встречается в статье один только раз – в выводах.
    Как видим, положения ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, которыми должен руководствоваться в том числе и бизнесмен, более христианские, нежели представления автора о бизнесе. Причина, на мой взгляд, кроется в убеждениях автора, что бизнес можно вести только руководствуясь законами бизнеса и никакого христианства в нем быть не может. Любому христианину понятно, что так вести бизнес христианин не должен - пастор он или нет. Автор ведь христианин?
    Если анализировать другие выводы автора, то и они не безупречны. Время не позволяет сделать их подробный обзор. Очевидно, что результатом явился бы материал, многократно превышающий по размерам анализируемую статью. Надеюсь, что это сделают общими усилиями другие.

  5. Если отбросить словесную шелуху и посмотреть на позицию автора по вопросу церкви и бизнеса, то можно однозначно установить, что автор не против бизнеса для христианина, но против бизнеса для пастора, в бизнесе выступает за правильные приоритеты для христианина, но отвергает бизнес как форму служения Богу. При этом признает, что сам бизнес невозможно построить на христианских принципах, но считает его не греховным и не склоняющим ко греху.
    В чем же состоят приоритеты христианина, занимающегося бизнесом? В получении прибыли и правильном распоряжении ею, т.е. в благотворительности. В выводе 5, правда, добавляет еще служение Богу вне дверей предприятия.
    Вот и вся позиция. Надо признать, что более противоречивую позицию придумать сложно.
    Barin и Stepan справедливо указывают в своих комментариях, что тезис о том, что бизнес как деятельность не является греховным и не склоняющим ко греху не только не подтверждается текстом статьи, но ею же и опровергается.
    Бизнес это некий процесс взаимодействия отдельных людей и внешних факторов, связанных с их деятельностью. Участниками бизнеса являются не только отдельные индивидуумы - непосредственные сотрудники той или иной фирмы, но и государство как законодательная и исполнительная власть, «рынок» как совокупность конкурирующих фирм, и, наконец, общество в целом как конечный потребитель продукции.
    Это определение бизнеса, не христианское, но из него тоже видно, что каково общество, таков и бизнес. К этому институту общества у христиан отношение однозначное – он, вместе с другими сферами жизнедеятельности общества (культуры, политики, образования и т.д.), образует то, что христиане называют «мир». Если «весь мир лежит во зле» 1 Ин 5: 19, то и бизнес, как его составная часть, не может быть «белым и пушистым». Но это только тот бизнес, за который ратует автор статьи.
    Мои убеждения состоят в том, что бизнес может быть другим, но для этого нужно, чтобы бизнес-сообщество, хотя бы его христианская часть, стало другим. Благотворительностью здесь не поможешь. Нужно приводить людей ко Христу, нужно, чтобы у людей были иные отношения друг с другом – отношения братства. Тогда и законы бизнеса - его суть – станут более человечными. Бизнес прекрасно будет себя чувствовать и без максимальной прибыли. Ведь она, максимальная, нужна для того, чтобы существенную ее часть вывести из бизнеса для личного обогащения. Бизнесу она не нужна и может быть даже вредна, если, конечно, не замахнуться на весь мир. А это не по христиански, нужно ведь еще и Богу служить. Даже отец Федор ограничивался свечным заводиком.
    Не могу согласиться с утверждением, что невозможно вести бизнес, «если все работники – христиане» или с привлечением христианских принципов. В данном разделе статьи автор не приводит ни одного конкретного примера, кроме вымышленного с командующим армией. Неубедительно. Здесь у автора тоже есть противоречие с собственным текстом. Ранее он утверждал о многочисленных и усердных попытках реализовать христианские идеи в бизнесе и даже приводил наименования таких фирм и предприятий. За этих братьев я рад – они искренние христиане, независимо от результатов их бизнеса, и уверен, что совесть их не мучает . Благотворительность некоторых  бизнесменов, особенно в последние годы их жизни, явно говорит, о том, что их тревожит совесть – самый изощренный судья.
    Автор пытается обосновать свою позицию текстами из Библии. Правда, это ему плохо удается. Единственный случай бизнеса у автора - Лидия из Фиатир. Внимательное чтение текста из Деян. 16: 14-16 вносит ясность. В ст. 15 написано «Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.» Лидия занималаcь торговлей до уверования и в момент уверования. Как сложилась судьба Лидии после уверования – не известно, как не известна судьба ее бизнеса и ее служения Богу. Поэтому привлекать ее в ту или иную сторону нет фактических данных. Это естественно для бизнесмена, который только узнал Господа, проявить жертвенность, но для зрелого христианина одной жертвенности «маловато будет»  –  он должен возрастать и в других христианских добродетелях. Как и свидетельствовать, нести постоянный труд в церкви и многое другое.
    Есть другой текст Писания, который говорит о бизнесе. Иак. 4:13-17 «Теперь послушайте вы, говорящие: `сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль';  вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: `если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое', -  вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.»
    Здесь есть упоминание о прибыли и уместно привлекать этот текст в рассуждениях о бизнесе. Что же говорит этот текст? Не только ваш бизнес, но и жизнь ваша в руках Господа, поэтому, полагаясь на Него, делайте доброе, а иначе грех.
    Автор призывает делать бизнес без Господа, обращаясь к Нему только за дверями предприятия?
    Конечно, можно усердно проповедовать в церкви о Христе, о приоритетах, о христианских добродетелях, но придя в офис разрабатывать очередную потогонную систему для своих работников, чтобы получить максимальную прибыль и какую-то часть ее потом отдать в церковь или на благотворительность. Только мы все знаем как называется такое поведение, можно не давать даже ссылок на текст Писания. Можно придумать совершенную систему контроля за работниками, чтобы они не тратили рабочее время на что-нибудь другое, кроме достижения коммерческого результата. Думаю, что такого руководителя вряд ли будут любить работники и оставят его при любом удобном случае.
    Кроме всего прочего, отвержение христианских принципов в бизнесе и ориентация только на бизнес-этику , бизнес-отношения и бизнес-законы говорит о том, что такой бизнесмен-христианин не будет заинтересован в том, чтобы его работники становились христианами. Потому, что в таком случае его бизнес ожидают все те проблемы, которые автор излагает в своей статье. Он сам не будет свидетельствовать и другим будет запрещать. Если такие убеждения завладели сердцем, то мой совет такому человеку – идти к своему пастору, честно излагать проблему и принимать советы как победить страсть к деньгам. Страшное предупреждение таковым содержится в Иак 5:1-4 - «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.  Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.»
    Обратите внимание, что здесь тоже говорится о неправедном бизнесе, потому что есть наемные работники и удержанная плата.
    Можно рассмотреть процесс получения прибыли с точки зрения экономики и убедиться, что эту самую прибыль зарабатывают для бизнесмена его наемные работники. Заработная плата – это не благодеяние бизнесмена – она заработана реальным трудом. Этими же работниками заработано гораздо больше – прибыль предприятия не упала с неба как манна. Любое нечестное отношение к этой прибыли со стороны бизнесмена есть преступление против работников, порождает социальное неравенство и провоцирует социальные конфликты. Примеры известных компаний, которые жертвуют средства на благотворительность – это хорошая мина при плохой игре. Сотрясаемые бунтами населения страны третьего мира – результат того, что в эти регионы перенесено производство мировыми производителями с целью сокращения издержек. Это сокращение касается, в основном, заработной платы работников. Похоже, Китай тоже ожидают эти бедствия, появляются сообщения о том, что в Китае и Южной Корее на крупных предприятиях учащаются случаи суицида работниц, занятых на конвейере. Люди не выдерживают такого напряженного труда и выбрасываются в окна. Конечно, выход найден – под окнами натянули сетки, но разве это решение проблемы? Вот к этому и приводят законы бизнеса, главный из которых – максимальная прибыль. Недавно меня удивил папа римский Франциск критикой капитализма, называя его новой тиранией, и призывая мировых лидеров бороться с бедностью и растущим социальным неравенством. По крайней мере, это гораздо честнее, чем идти в такой бизнес или оправдывать такой бизнес.
    Я понимаю эмоциональное высказывание i_am «То, что автор хорошо владеет вопросами бизнеса – это понятно с первых строк, но из этого не следует, что он так же хорошо владеет вопросами христианства» - это крик возмущения позицией христианина.
    Рано или поздно на бизнесмена-христианина, который в своей деятельности руководствуется только законами бизнеса пастору его церкви поступит жалоба от работников на несправедливое, по их мнению, отношение. Я, хоть и имею небольшой опыт в бизнесе, который, впрочем, уже в прошлом, сталкивался с такими ситуациями. Не сложно предположить, что пастор не примет во внимание те законы бизнеса, по которым действовал этот бизнесмен, а примет во внимание отсутствие как раз тех христианских качеств, которые он отверг, руководствуясь законами бизнеса. Несложно предположить, что, если пастор добросовестно относится к своему служению, то он не примет во внимание сумму пожертвований или иного материального  служения бизнесмена, а предложит ему в зависимости от тяжести совершенных деяний либо покаяться и изменить свое отношение к бизнесу и христианству, либо оставить и не бесчестить церковь. Т.е. бизнесмен, осуществляя свою деятельность без учета своего положения как христианина, только на условиях бизнеса, непременно вступит в противоречие и с церковью.
    В заключение. Увы, мой комментарий тоже страдает неполнотой, но и к уже изложенному прошу отнестись серьезно прежде всего автору статьи.
    С пожеланиями быть верным Господу.
    Пока друг.

  6. Не будучи знакомым с автором, лишь прочитав статью, можно сделать вывод: автор - практикующий, успешный бизнесмен. Читая, удивляешься способности столь чётко излагать материал, касающийся бизнеса! Невозможно сделать вывод, какой он христианин, но, складывается впечатление, что автор всей этой статьёй оправдывает своё нежелание допускать христианские принципы отношений в свой бизнес и своё нежелание быть пастором.

  7. Теперь, когда есть правильные комментарии и когда добавлена фраза о том, что статья отражает частное мнение автора (а не объединения, как можно было бы расценить) , склоняюсь к тому, что размещение статьи (не сама статья) было очень даже полезно.
    Уже и комментировать почти нечего – только пару мыслей…
    1. Статья называется «Церковь и бизнес», а по факту мы видим материал на тему «пастор и бизнес» – как будто эта статья является частью, например, трилогии (ч.1 – «Пастор и бизнес»; ч.2. – «Диакон и бизнес»; ч.3. «Просто христианин и бизнес») – но тогда нужно как-то прояснить этот момент и указать, что продолжение следует. Ежели это не так и статья является самостоятельным и завершенным произведением, то налицо несоответствие названия и содержания. Это то же самое, если бы на упаковке написать «компьютер», когда в ней находится только процессор (ну, или материнская плата, например). Такой бизнес компьютерами прогорел бы, не успев начаться. В статье же предлагается одно, а содержится – другое. В общем, нехорошее дело...
    2. Библейский текст в начале статьи («Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу…»), на мой взгляд, здесь совершенно не к месту. Он подходит лишь к той небольшой части, где говорится о налогах. К статье же в целом он, думаю, не только не подходит, но и вводит в заблуждение: как будто церковь – это то Божие, что мы должны отдавать Богу, а бизнес – якобы то, что должны отдавать кесарю. Но тут уловка! Если подати отдавать кесарю есть требование государства, то бизнесом нас никто не заставляет заниматься! Бизнес – это наше волеизъявление, и не нужно ссылаться на кесаря, так как он тут ни при чем. Он требует подать только с того, кто уже занялся бизнесом, а заняться или нет – исключительно наше право. Кесарь тут ни при чем.
    То есть можно говорить, что Библейский текст, мягко говоря, статье не подходит. Это уже второе важное несоответствие.
    3. Цитата из радиопередачи о патриархах-предпринимателях, выступающая в качестве пролога не помогает читателю, а лишь запутывает его, так как автор сам же эту мысль в статье опровергает. В общем, момент не столь существенный, но всё же зачем в начале статьи выставлять цитату, которую потом же опровергаешь? Тут бы какую-нибудь правильную мысль привести!
    4. Автор, по сути, доказывает лишь одно: что если христианин не пастор, то вести бизнес можно. В то же время утверждается, что «невозможно бизнес-отношения построить на Библейских принципах». Вывод для меня как НЕпастора: если я просто христианин или, например, диакон, то я могу бизнесом заниматься несмотря на его несоответствие библейским принципам. Парадокс!?
    5. Самое важное. Бизнес понимается автором как максимальное извлечение прибыли. Логическая цепочка: чтобы извлечь максимальную прибыль, нужно приложить максимальные усилия. Чтобы приложить максимальные усилия, нужно всем остальным пожертвовать – то есть надо всё оставить и посвятить себя бизнесу. А это есть идолослужение, и никакая «конвертация» материальных средств в духовные тут не поможет. И даже не существует такого явления – это выдумка. Хотя вру – что-то похожее уже было (индульгенции!). А если конвертацию понимать как благотворительность, то надо помнить, что спасение – по вере, не по делам.
    Главный вопрос: кто мешает приложить максимальные усилия на прямое служение Богу, а не через некую конвертацию, которой не существует?
     

  8. ПОЯСНЕНИЕ: позиция Объединения по обсуждаемой теме изложена в "Вероучение консервативных церквей евангельских христиан баптистов".

    Смотрите «Официальные документы»-«Вероучение»

    Раздел 11.3. Христианин и окружающий мир

    Статьи 11.3.3.; 11.3.4.; 11.3.6.; 11.3.9.; 11.3.10.

Комментирование закрыто