Через ум, руки и сердце. Cвежий взгляд на элементы урока ВШ

Таким тезисом было обозначено содержание одного из основных докладов на семинаре для учителей воскресных школ объединения консервативных церквей ЕХБ. Этот же посыл можно отнести и ко всем остальным материалам семинара, состоявшемся 26 ноября 2016 года в минской церкви «Пробуждение». О темах, прозвучавших на семинаре, и немного больше – в рассуждении ниже.

Если бы меня до семинара спросили о цели работы, а лучше сказать, служения воскресной школы, наверное, я бы формулировал ответ примерно так же, как это прозвучала во вводной части одного из докладов:

  • формирование христианского мировоззрения, основанного на библейских знаниях;
  • понимание детьми причинно-следственных связей мироустройства;
  • формирование христианского поведения, позволяющего строить правильные отношения с Богом и людьми.

Правильно? Разумно? Корректно? Да, безусловно. Но как будто чего-то не хватает. Некоторое время не мог для себя определить, что же не так.

Сейчас могу. Или хотя бы попробую. Смущает вот что: академизм, книжность выражений. Для доклада – неплохо. Наверное, даже нужно именно так. «Раскладывать по полочкам», показывать на слайдах. А для жизни? Для труда? Для служения? Многие ли из нас смогут такие тезисы держать в голове, фокусироваться на них?

Зачем фокусироваться? Зачем держать в голове? Для того, чтобы помнить, ЧТО мы делаем. Чтобы помнить, РАДИ ЧЕГО трудимся. Чтобы понимать, КАК этой цели ДОСТИГАТЬ, какими путями, какими средствами. Чтобы не выхолостить, не упразднить самое важное.

В чем же оно, это «важное»? По сути как бы мы для себя сформулировали цель служения воскресной школы?

Сегодня я бы определил эту цель так: подготовка к выбору.

У этого слова есть сопуствующие понятия: «евангелизация», «обращение к Богу», «присоединение к Церкви Христовой».

Я задумался: а ведь у учителей воскресной школы есть уникальная возможность на протяжении – нет, не дней, не недель – лет (!) влиять на детей, которые занимаются в воскресной школе, на каждого ребенка в отдельности в части самых существенных, фундаментальных понятий. Пусть даже посещают они занятия с разной периодичностью. Кто еще может это делать? У кого такая привилегия? Отчасти – у общеобразовательной школы. Оставим пока это за скобками. В первую очередь такая привилегия – у родителей.

Если бы меня сегодня спросили, как можно “достучаться” до своего ребенка, я бы ответил: «через ум, руки и сердце».

Почему?

Потому что именно это, на мой взгляд, основные компоненты построения, развития отношений родителей и детей в семье. «Через ум» - сумма знаний, рассуждения, разъяснения; то что ребенок слышит, видит, запоминает. «Через сердце» - когда есть личное участие, переживания, личное восприятие, «горение», небезразличие. «Через руки» - дела, поступки, совместная деятельность, практика.

Если бы меня сегодня спросили, как можно достичь цели работы воскресной школы, я бы дал точно такой же ответ: «через ум, руки и сердце».

Почему?

Потому что, точно такие же направления общения с детьми, контактов с детьми, существуют и воскресной школе. Без успешного использования этих компонентов невозможно донести до детей духовные, библейские истины. Невозможно достичь цели служения ВШ, которую можно передать одним простым словом «спасение».

Причем, знания дать проще. Сложнее научить ребенка рассуждать, делать выводы, не загонять его в «черно-белые» рамки «льзя или нельзя». Сложнее научить делать верные выводы там, где их сверстники ошибаются и выбирают в последствие неверный жизненный путь. Сложнее говорить просто о сложных вещах, ведь для этого надо быть самому глубоким человеком.

Еще сложнее – достичь сердца. Ведь для этого надо уйма сил, времени, переживаний. Нужна дружба. Энтузиазм. Драйв. Посвященность тому, что ты делаешь. Личный пример. Пример достойный подражания. Нужно что-то делать вместе. Не только поделку на уроке, не только грамотно пользоваться учебными пособиями (это лишь часть урока, методика, я же хочу акцент сделать на другом, более общем). Показать частичку своей жизни. Сделать детей из своего класса ВШ частичкой своей жизни. Не оставаться в стороне от важных событий и этапов в жизни «своих» детей...

Не высока ли планка? Высока! Но нужно ее достигать. Это – залог успешного служения ВШ.

Нужно учиться: учиться самому, учиться вместе с детьми (ведь есть чему; какие нестандартные вопросы нередко они задают, как рассуждают, как мыслят, как поступают!).

А.П. Чехов очень метко выразился:

«Умный любит учиться, а дурак — учить».

Эта цитата прозвучала и в рамках семинара, вызвав дружный смех как первую реакцию. Но, безусловно, камень в приведенном высказывании летит не в учителей как таковых. Упрек – в сторону тех, кто желает лишь выступать на публике, скорее поучать, а не учить по-настоящему; кто торопится на публично делиться непроверенными суждениями, поверхностыми знаниями, «шелухой»; тех, кто не желает развиваться дальше, узнавать новое.

Очень надеемся, что материалы семинара помогут учиться всем  – и тем, кто побывал на семинаре и участовал в нем «вживую», и тем, кто захочет полистать некоторые материалы в электронном виде здесь, на сайте - чтобы через «ум, руки и сердце» достигать цели служения воскресной школы.

Звертовский В.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения