Вера, дающая надежду

Вера, дающая надежду.

(доклад Рагули В.А. на конференции "Мертвое и живое христианство", 10.03.2012 г.)

     Дорогие друзья, братья и сёстры! В нынешнее время особенно актуально задавать себе вопрос о том, имею ли я сегодня живую и спасающую веру. Я думаю, когда мы слышали свидетельство Виктора Анатольевича, наверняка каждый проектировал эти события на свою жизнь и думал: как бы поступил я, сделал бы я правильный выбор, оказался бы я верным Господу в подобных ситуациях? Правильный выбор человека зависит от приобщения его сердца к живой вере. Слово Божие всегда обращало внимание на то, как важно для человека иметь настоящую, спасающую, живую веру: веру, которая меняет человека, которая изменяет его ценности, изменяет его прежние приоритеты, изменяет его сердце, его характер. Сегодня редко можно найти человека, который сказал бы о себе: «я неверующий». Но даже такое признание было бы лучшим, когда оно отражало бы правду. Если бы действительно человек, имеющий формальную веру, и в самом деле мог признаться, что он неверующий. К сожалению, сегодня происходит по-другому. Христос говорил: «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Одна из наибольших проблем в современном христианстве — это желание угождать своей собственной воле, воле человеческой, поклонятся Господу так, как человек сам считает нужным, трактовать Писание так, как удобно, делать то, что нравится. Уже с того самого момента, когда грех вошел в сердце человека, мы видим в Священном Писании как сильно изменились приоритеты человека, как вместо Божьих человек устанавливает главенство своих собственных человеческих ценностей. Это произошло, напоминаю,  после грехопадения. На первое место человек поставил себя и стал делать то, что ему хочется, то, что он считает нужным, считаться со своим собственным мнением больше, чем со Словом Божьим, признавать только свои ценности и считать и их  наивысшим идеалом.

     В книге Бытие 4:3-5 говорится так: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». Чем хотел оправдаться Каин? Возможно, он хорошо потрудился, он имел какие-то достижения, мог иметь радость от своих успехов. Он мог иметь настоящую радость от хорошего урожая, как сегодня многие имеют радость от своих собственных плодов жизни на этой земле. Есть люди, которые, наверняка, также как и Каин считают благословением и особенным достижением от того, что имеют успех в бизнесе, имеют успех в каких-то собственных делах и думают, что достигли настоящего благословения. Точно также или даже больше имел успех и Каин. Он был благочестив. Все-таки нужно признать, что он был благочестив, потому что совершал поклонение Господу. Но он имел один существенный духовный изъян: Бог был у него не на первом месте. Его собственные плоды, его собственные дела и  успехи должны были оправдать в глазах Бога. Может быть, он думал, что эти плоды, которые вырастил, как-то смогут покрыть его грехи. Может быть, его успехи как-то будут свидетельствовать о его вере, о его приближении к Господу.

     Но на время оставим его и посмотрим, что мог принести Авель. Его сердце трепещет в глубоком сокрушении перед Господом, так как ему нечем покрыть грехи. Заколотое животное — свидетельство того, что за свои грехи Авель заслуживает смерти. Он это осознает очень ясно и глубоко, потому что для него на первом месте – святость Бога. И поэтому перед Господом на его жертвеннике — агнец. Мы видим уже здесь, в книге Бытие, пример мертвой и живой веры. Каин имел мертвую веру. Какие плоды такой веры? Священное Писание говорит: «Каин сильно огорчился и поникло лицо его». Это то, что производит формальная вера. Плоды её: глубокое духовное  падение. Каин не получил прощения, он не получил надежды, не получил утешения, которое Господь мог дать ему. Утверждая свои собственные приоритеты в жизни, он так и не изменил своего сердца.

     Священное Писание учит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». Не сообразовываться с веком сим - значит не идти вслед мирских ценностей, не идти вслед стихий мира, не следовать каким-то человеческим постановлениям, но следовать строго Божьей воле. Когда на первом месте будет Господь, Его ценности, Его воля, то, что Он хочет видеть в нас. Сегодня все больше христиан подражают стихиям греховного мира, при этом копируя его наиболее примитивные и худшие черты, подражая ценностям массовой культуры. Учение подстраивается под нужды человека, обещая им гарантии вечной безопасности. Таким уверенным в своем спасении коринфянам в свое время писал Апостол Павел: «И вы возгордились вместо того чтобы плакать». Сегодня можно сказать, что многие неверующие люди даже более консервативны, более богобоязненны, чем верующие, которые унижают доктрины Господа до своего человеческого, мирского и, я бы сказал, откровенно греховного понимания. Сегодня, когда говоришь об изменении характера, о ревности по делу Божьему, все чаще приходится слышать ответ: «Не господствуйте над нами, мы приходим в церковь отдыхать и радоваться». Как же и где тогда готовится к встрече с Господом, если в Церкви Христовой мы уже готовы утвердить свои ценности: достигать душевной релаксации? Самое худшее для человека — иметь ложную надежду на спасение. Ведь трудно себе представить обмана более коварного и ужасного, чем подарить человеку ложную надежду на спасение в вечности. Именно мертвая вера дает такую ложную надежду, которой никогда не суждено будет осуществиться, это спасение, которое никогда не состоится, потому что в основе такой веры стоит не Господь, не спасающая милость Господа, а человек с его собственными ценностями и собственными приоритетами.

     В чем проявляются эти ценности человеческие? Они проявляются в том, что можно делать все, что хочешь. Соскучился по дискотеке — это сейчас можно сделать в церкви. Считаешь, что устарело хоровое пение — развивай, так называемые, группы прославления. Не хочешь поднимать острые вопросы — тогда можешь слушать тех, кто льстит слуху. Не считаешь нужным подчиняться в церкви — не подчиняйся и не слушайся. Считай, что никто не должен от тебя что-то требовать, если не похвалили или недостаточно оценили. Не удовлетворили тщеславия — скажи, что в церкви не хватает любви, особенно к тебе самому. Одним словом, в центре стоит человек, и уже важно чего хочет он, что противоречит или не противоречит его интересам.

     Христос говорил так: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и я успокою вас». Человек же, как будто, и не желая утешения Иисуса Христа, старается под свою, обремененную грехами и комплексами, психику подстроить поклонение Христу. Он не лечит свою душу, не исцеляет свое сердце. Он, имея бремя греховного мира, приходит в церковь с этим бременем и не желает его отдавать. Разве можно душу человека назвать здоровой, когда вместо благоговения эта душа жаждет уже в Доме Молитвы предаваться прежним мирским ритмам? Где же исцеление души? Даже в представлении неверующих людей церковь является местом святости и благоговения. Как же тогда предстанут пред Господом те, которые поведением своим утверждают, что ничего святого в церкви нет. Ко всему есть свободный доступ, с любой доктриной можно творить все, что хочешь, лишь бы угодить человеку. Давайте прочитаем текст из Священного Писания, книги Исход 3:3-6: «Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога». Здесь говорится о том, как Господь говорил к Моисею. Мы видим здесь священный трепет. Моисей боялся ступить ногой там, где «земля святая». Мы видим, в каком трепете он находился, когда понял, что  находится в присутствии Бога живого. С этого глубокого благоговения, священного трепета и начинались его правильные и  настоящие отношения с Богом. С этого момента начинается утешение и водительство Самого Господа. Господь во всей полноте благословляет его путь, и руководит им и хранит его. И когда устанавливаются такие отношения благоговения, почитания, святости, тогда Господь дает утешение, надежду и спасение всему народу. Итак, мы видим, с чего начались эти отношения. Как же относиться сегодня к таким вещам, когда в присутствии Божьем, в Его Церкви, доктрины извращаются до удобства человеческого восприятия, когда поклонение опускается до удобства, опять же, человеческого греховного восприятия, чтобы не излечить душу, а лишь угождать ей. Что же тогда остается святым у человека? Есть такое слово — нигилизм, когда человек отрицает всякое устройство и святость. Если в церкви Божией нет святости, где тогда её можно найти? Исайя восклицал: «Горе мне, погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами и глаза мои видели Царя Господа Саваофа». Он восклицает так, когда видит образ Божий перед собой. Недостаток этого трепета в доме Божьем делает нас водимыми по стихиям мира.

     Мы мнений людей иногда боимся больше, чем мнения Господа и поэтому так сложно бывает обозначить свою позицию и подправить кривые пути у тех людей, которые уклонились от истины. Подправить одного — обидятся родственники, да и самому лишних забот тоже не хочется. Поэтому сегодня очень важно, чтобы служители Божьи воспитывали благоговение, чтобы это воспитание практиковалось в церкви. Очень важно, чтобы молодые люди учились следовать принципам Священного Писания, а не утверждали свои собственные правила в доме Божьем. К сожалению, сегодня молодых людей начинают раздражать уже сами такие понятия как консервативность, благоговение, такие слова как конкретная позиция, скромность, одежда, приличная святым, послушание, смирение. Молодежь устает от этих слов. Что же тогда наполняет их души, если целью становятся мода, независимость, развлечения, виртуальное общение вместе живого и т. п. Я уже говорил ранее и повторюсь, что греховный мир ставил цель с самого начала установить свои собственные человеческие ценности в основу всей жизни. Еще более чем за 400 лет до Р.Х. древнегреческий философ Протогор считал так: «мера всех вещей — человек». То, что человек считает истиной, то истиной и является. Эта теория, так или иначе, преломлялась в различные периоды истории человечества. И мы видим, что в 19 веке она находит свое яркое выражение в книге «Утренняя заря» у одного из известнейших немецких философов Ф. Ницше, который писал: «нравственность отупляет». Оказывается, нравственность уже стала мешать развиваться личности. Дорогие друзья, братья и сестры, давайте обратим сегодня сердца на наши пути и подумаем: не считаем ли мы что строгость, благоговение и почитание Господа ограничивает нашу душу, может нам это уже тоже мешает жить? В свое время эту теорию, активно использовали нацисты, воплотив её в культе фюрера, который освобождал своих подданных от «химеры совести» (химера — это болезненная фантазия, непонятная странная мечта). Оказывается, от совести нужно было освободиться, она стала мешать и стала неугодной. Потому совестливых и моральных людей стали воспринимать как людей отсталых и неполноценных с, якобы присущей им, рабской моралью толпы.

     Не допускают ли сегодня молодые люди мысль о том, что консервативное воспитание в благоговейном духе устарело и мешает развиваться? Почему сегодня не все христианские семьи счастливы? Почему не хватает единства в церквах? Почему нет полноценной духовной жизни? Главная причина этого: люди в церквах просто не наставлены в истине. Слово Божие говорит: «познайте истину и истина сделает вас свободными». Человек, не наставленный в истине, не может иметь свободы во Христе. Он остается рабом своих страстей, желаний, целей, приоритетов. Он, подобно Каину, может огорчиться, может завидовать, может убить, но он никогда не изменит своего сердца, потому что его ценности для него всего дороже. Представьте себе такую общину, которая состоит из таких обремененных людей, которые не познали истины. Разве может там быть единство и порядок, разве может там быть истинная вера, где на первом месте не стоит Господь? Разве хотели бы мы, чтобы следующее поколение людей воспитывалось в такой среде? Сегодня мы еще будем показывать вам видеоматериалы, из которых мы сделаем должные выводы. Пусть Господь благословит и наших детей, которые пока еще маленькие, и молодых христиан сегодня воспитываться в такой среде, где люди наставлены в истине. Важно, чтобы они не были предоставлены сами себе в своих страстях, похотях, и не стали рабами своих собственных целей в жизни, чтобы  на первом месте, в конечном итоге, стал Господь, а не человек. О  людях же, которые позволяют себе делать всё, говорит Священное Писание в 2Пет. 2:с 18-го до 22 стиха: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи».

Действительно, очень страшно иметь пустую веру, мертвую. Мертвая вера - это та вера, которая утверждает свои собственные, человеческие принципы.