Урок в воскресной школе

Урок в воскресной школе. Структура урока.

(выдержки из доклада на семинаре для учителей воскресных школ РО КЦЕХБ).

     Поскольку основная форма обучения в воскресной школе – урок, давайте обратим внимание, какие бывают уроки и какова их структура.

Типы уроков.

Уроки подразделяются на следующие типы:

  • урок объяснения учебного материала;
  • урок формирования и закрепления знаний и навыков;
  • урок обобщения, повторения;
  • урок контроля, проверки и оценки знаний учащихся;
  • комбинированный урок.

Могут быть и другие виды учебных занятий, которые трудно включить в предлагаемую классификацию: например, занятия на природе, экскурсия…

     Все эти типы уроков могут применяться в воскресной школе. Хорошо практиковать и уроки обобщения, и уроки контроля, и уроки на природе, и т.д. Программа «Чистое Слово» (далее - ЧС) содержит 30 тем на год обучения. Чтобы эти темы успеть изучить, подавляющее большинство уроков должны быть комбинированного типа. Поэтому, в дальнейшем, говоря об уроках, о структуре, будем иметь в виду именно комбинированный тип урока.

     В любой конструкции важное значение имеет каркас. Применительно к уроку воскресной школы каркас — это структура. Чтобы лучше понимать урок, нужно понимать его структуру.

     Кто-то, возможно, о структуре и о типах уроков никогда не думал; кто-то, возможно, и не хочет думать, полагаясь на то, что Бог все усмотрит и вложит в уста нужные слова… Но тот, кто боится совершать Божье дело небрежно, тот ищет возможность, как сделать свое служение более эффективным и угодным Богу.

     Цель же уроков в воскресной школе — помочь детям, прежде всего, нашим собственным, избрать Божий путь, избежать ошибок и заблуждений, свойственных сверстникам, прийти к вере в Иисуса Христа. И для этой цели разумным будет стремиться нести свое служение как можно лучше.

     Занятия в воскресной школе должны готовиться заранее, на каждый урок учитель должен разработать план урока. План отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учеников, необходимое оборудование, учебные пособия, объем самостоятельной работы и объем задания на дом. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя.

Структура урока.

     Каждый тип урока имеет определенную структуру. Структура урока зависит от особенностей личности учителя, темы урока, возраста учащихся, достигаемых целей. Под структурой урока понимается логически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных составляющих урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. В основе подбора этих составляющих должна лежать логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение.

Кратко можно отметить следующие важные составляющие урока в воскресной школе:

1. Молитва

2. Повторение пройденного материала

3. Изучение нового материала

4. Закрепление нового материала

5. Пение

6. Игры и творчество

7. Изучение золотого стиха

     «Золотой стих» хоть и является частью учебного материала, но, учитывая его значимость,  его можно выделить как отдельный важный элемент урока.

Немного подробнее остановимся на каждом элементе урока.

1. Молитва.

     Как правило, мы ее совершаем вначале и в конце. Это понятно. Но можно помолиться еще и в середине урока: например, за какую-то возникшую проблему, или, наоборот, выразить Богу благодарность за что-то хорошее, что произошло в нашей жизни. Важно следить, чтобы молитвы детей не были формальными.

     Задача учителя — корректировать молитвы, направлять их на реальные нужды и ситуации, объяснять, о чем и как надо молиться, и почему так, а не иначе. Заключительную молитву нужно направлять на практические моменты жизни детей, исходя из услышанного на уроке. Дополнительно можно помолиться за другие нужды детей, спросив у них, какие есть пожелания к молитве.

Важно привлекать к молитве всех детей, чтобы все учились молиться.

Принцип: прививать желание и потребность в молитве с первых шагов обучения в ВШ.

2. Повторение пройденного материала.

     Эта составная часть урока может состоять из разных элементов. Здесь может быть проверка домашнего задания (если оно было), могут быть вопросы по теме. Можно потом решить кроссворд, или провести небольшую игру… Здесь проявляется творчество и фантазия учителей. Для каждого конкретного класса можно найти наиболее интересную форму повторения материала. Но не стоит повторение делать всегда одинаковым способом, нужно чередовать разные формы. Повторение должно идти перед новым материалом, а не после него, чтобы не возникало у детей путаницы. Иногда повторению пройденного материала можно посвятить отдельный урок — особенно, если мы прошли какой-то цикл уроков.

В любом случае, пройденный материал надо повторять.

Принцип: повторение – залог усвоения библейского материала на длительное время.

3. Изучение нового материала.

     Здесь нужно отметить, что важнее всего донести основную мысль. Если дети усвоили хотя бы эту одну мысль — то урок состоялся. А если узнали много нового, но главная мысль так и не была донесена, то урок не состоялся. Донесение основной мысли должно быть важнее, чем простое знание Библейского текста. Это очень важный момент. Если мы не хотим растить фарисеев, то надо всячески стараться детям донести суть библейского текста, а не ставить целью знание имен. Суть урока выражена в нашей программе в графе «основная мысль». Здесь же хочется отметить, что если новая тема является продолжением предыдущей, то следует их связать друг с другом. Форма проведения новой темы, разумеется, находится в прямой зависимости от возраста детей: мы эту часть можем провести в игровой форме, можем провести в сугубо разговорной, либо в сочетании того и другого.

Принцип: Библейский текст должен быть объяснен доступным для понимания языком, детьми должна быть усвоена основная мысль Библейского текста.

4. Закрепление нового материала.

     Можно все хорошо и долго объяснять, но в конце важно сделать обобщение и выводы. Важно, чтобы у детей не было в голове путаницы. Здесь же уместно будет показать практическое применение услышанного. Важно, чтобы дети поняли, зачем им надо знать все то, о чем говорилось на уроке. Новая тема может быть интересной и увлекательной, но если дети не поймут, зачем им это знать, то урок не состоялся.

Принцип: тема закреплена, если дети могут самостоятельно применить ее уроки.

5. Пение.

     Пение должно присутствовать на каждом уроке и в каждом возрасте. Независимо от наших возможностей и способностей. Пение имеет много положительных моментов: прежде всего, мы прославляем Бога. Но пение — это и смена обстановки, что важно, особенно для младшего возраста. Это и воспитание музыкального вкуса, эстетическое развитие. Это и эмоциональная разрядка.

Принцип:  во всех классах воскресной школы нужно практиковать пение.

6. Игры и творчество.

     Это такие элементы урока, которые могут быть отдельным занятием, так и являться частью, например, повторения урока, или изучения новой темы. Здесь мы имеем безграничные возможности для творчества. Это и поделки, и рисунки, и кроссворды, и оригами, и игры, и использование методов наглядности: например, фланелеграф, аппликация или просто использование доски. Творчество у детей надо поощрять в любом возрасте. Естественно, старшие дети не должны делать самолетики из бумаги, но и в старших классах можно и нужно поощрять детей к творчеству: это могут быть и стихи, и рисунки, и даже интересные поделки. Но как отдельная часть урока поделки должны закончиться где-то в 12-13 лет (9-й год обучения по ЧС). Очень важно правильно находить баланс между играми и серьезным изложением материала.

Принцип: чем старше дети — тем меньше игр.

7. Изучение золотого стиха.

     Золотой стих — это такой стих на тему, который и отражает суть темы, и в то же время является удобным для запоминания. Запоминая стих, дети запоминают и суть. Естественно, все стихи в той или иной степени нуждаются в объяснении. Важно не допускать механического заучивания, но объяснять каждое слово, чтобы детям было понятно, что они выучили.

Принцип: если есть в теме золотой стих – дети должны его выучить и свободно использовать в общении.

     При подготовке к уроку, важно правильно выбрать последовательность элементов урока и их продолжительность, т. е. составить структуру урока и наполнить ее конкретным содержанием, чтобы получился план или план-конспект урока.

     Представление о структуре урока полезно тем, что зная о том, из чего должен состоять урок, мы его можем сделать более интересным, насыщенным, более эффективным и, в конечном счете, более полезным для детей. Конечно, можно урок составить только из молитвы и новой темы, но всегда можно сделать интереснее и полезнее. Интереснее будет, если мы споем песню, сделаем поделку и т.д. Полезнее будет, если вспомним прошлую тему, сделаем связь с новой темой. Еще полезнее будет, если закрепим материал практическими выводами.

     Но структура урока не может получиться хорошей случайно, сама по себе, без предварительного продумывания и согласования действий между учителями. Здесь нужна подготовка. А это самое трудное для учителей.

     Проведение урока предполагает подготовку, которая начинается тогда, когда мы определяем структуру урока, и затем уже думаем, как ее наполнить. Практика показывает, что основной двигатель в этой области — это желание, а уже потом способности и талант.

     Любовь к детям и желание вложить в них что-то Божие — это главный момент в работе с детьми. Если его нет, то никакая структура не поможет. А если он есть, то правильное построение урока поможет сделать наше служение гораздо более эффективным, чем мы думаем. Важно не успокаиваться и не останавливаться на достигнутом, помнить, что нет пределов совершенству. Желательно, время от времени, возвращаться к уже подготовленному уроку и дополнять его (а может и делать заново) с учетом полученного опыта.

08.10.2011