4/19, 9/20 Проповедь о непослушании Саула

1-я Царств 15:1-24 (с сокращениями)

1 И сказал Самуил Саулу: ... 2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. 4 И собрал Саул народ … И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине. 6 И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.

7 И поразил Саул Амалика … и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. 9 Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. 10 И было слово Господа к Самуилу такое: 11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил.

И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. 12 И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник .... 13 Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.

14 И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? 15 И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. 16 И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори. 17 И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? 18 И послал тебя Господь в путь, сказав: "иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их". 19 Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?

20 И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; 21 народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.

22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. 24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их…

Есть истории интересные, но не очень поучительные – например, некоторые сказки. В то же время есть поучительные, но не очень интересные. Рассматриваемый нами эпизод из жизни Саула – и поучительный, и интересный. Если мы его прочитаем просто как историю, то пользы будет мало, но если внимательно подумаем над происходившим, то сможем усвоить для себя многие важные уроки.

Итак, к царю Саулу, первому царю Израиля, пришел пророк Самуил. Это был очень авторитетный человек для Саула, потому что это был Божий пророк, и именно Самуил помазал его на царство. И вот сейчас этот пророк пришел к царю и изложил Божье поручение. Это было, конечно, жестокое поручение, но это было повеление Божье, и это было Божьим наказанием народа амаликитян за то, что они когда-то в прошлом сделали зло еврейскому народу, препятствуя пройти по пустыне Синай на пути из Египетского рабства (Исх.17:8-14). Среди амаликитян жили люди другой народности – кинеяне, которые в свое время, наоборот, помогли еврейскому народу. Поэтому Саул повелел им отделиться, чтобы не погибнуть. Таким образом, все амаликитяне были истреблены, кроме их царя Агага, кроме лучших животных и кроме лучших вещей.

В результате, Саул сделал всё почти так, как ему сказал Самуил. Но вот это «почти» здесь имеет самое важное значение: Бог повелел истребить всех людей и животных, а также все вещи – хорошие были они или плохие. Но Саул поступил по-своему.

Давайте посмотрим на две разных реакции на произошедшее: Самуилв печали взывает к Богу целую ночь, аСаул в это время занят тем, что сам себе ставит памятник. Он не придал значения своему поступку. Когда утром Самуил пришел к царю и указал ему на его грех, Саул пытался оправдываться, но потом нехотя признал себя виновным, однако ж объяснил свой поступок тем, что боялся народа.

Печальным итогом было то, что Бог отверг Саула.

Центральная мысль этого всего эпизода находится в стихах 22-23: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство».

Эти строки – гимн послушанию и приговор непослушанию. Здесь делается акцент на том, что с непослушанием нельзя шутить, что последствия могут быть очень серьезными.

Суть сводится к тому, что Богу нужно наше преданное сердце. Преданное – и потому послушное. Бог здесь говорит, что Он не против «жертв и всесожжений», которые Он Сам же и установил, но Он хочет, чтобы все внешние проявления нашей веры исходили от внутреннего желания быть послушным Богу.

Мы знаем, что непослушание Саула не прошло бесследно. Но давайте вернемся к началу и попробуем понять, чему учит эта история нас, современных христиан.

В самом начале Самуил передает слова от Бога:«…вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю». Это не значит, что Бог забыл, а теперь вспомнил, но это значит, что пришло время наказать народ амаликитян за то, что он сделал зло Божьему народу. Бог Сам определяет время, когда и кому воздать за соделанное зло. В то же время кинеяне, которые жили вместе с амаликитянами, были избавлены от истребления, потому что, наоборот, когда-то они евреям помогли.

Урок для нас состоит в том, что наше содействие или противодействие Божьему делу никогда не останется незамеченным. Соучастие в Божьем деле всегда имеет добрые последствия, а противление Богу и Его детям не останется безнаказанным.

Таким образом,Саул был средством наказания в руках Бога, хотяон не выполнил Божье повеление полностью – он оставил в живых царя Агага, оставил лучших животных и лучшие вещи. И в этом было его непослушание. По-человечески, мы можем объяснить действия Саула, но когда дело касается Божьего поручения, то тут никакие объяснения не помогут.

Здесь мы можем видеть важный принцип: к Божьему делу нужно относиться со всей ответственностью и начатое доводить до конца. Мы можем недоделать ремонт в квартире в тот срок, который назначили, мы можем отложить покупку каких-то нужных вещей, но любое Божье дело – будь это маленькое или большое служение – мы должны воспринимать серьезно, как поручение от Бога.

Можно ли сказать, что Саул воспринял Божье поручение серьезно? Судите сами: пока Самуил плакал, Саул,ни о чем не переживая,ставил себе памятник. Он явно не утруждал себя размышлениями о своем поступке.

Мы можем удивляться поведению Саула, но давайте посмотрим на себя: то служение, которое мы несем– выполняем ли мы его так, как положено? Переживаем ли мы за то, где случаются промахи и недоделки?У нас, конечно, другой масштаб: перед нами задачи более мелкие, но часто и мелкие задачи мы не выполняем и не переживаем за это, хотя Писание ясно говорит:Лук.16:10 «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

Какое бы ни стояло перед нами служение – с нашей стороны нужно его воспринимать всерьёз и довести дело до конца, ибо«проклят, кто дело Господне делает небрежно»(Иер.48:10).

Если есть какие-то с нашей стороны упущения, то важно не быть безразличными, не думать: «ай, и так сойдёт», а задумываться, признавать ошибки и исправляться.

Преимущество живого человека перед мертвым в том, что пока мы живы, можно ситуацию исправить – по крайней мере, можно покаяться в ошибках. Пока не пришел Самуил, Саул даже и не думал каяться. Да, у него было много заслуг: он побеждал врагов, он имел доверие народа, он приносил Богу жертвы – то есть нельзя сказать, что он был человеком нечестивым или вероотступником. Но он не воздал славу Богу, а присвоил ее себе. И вместо покаяния – самовозвышение.

Если мы проанализируем свою жизнь, то наверняка вспомним те моменты, когда мы начинали доброе дело, но, еще не закончив его, уже присваивали себе славу и начинали гордиться успехами. И вполне возможно, что успехи имели место быть. Имел ли успех Саул, мог ли он гордиться успехом? – Безусловно, да. Всё-таки он победил амаликитян, и это была не первая его победа! Но своимнепослушанием он перечеркнул все свои заслуги. И, надо сказать, это было не первое его непослушание.

Посмотрите, как Саул начинал: «…не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых», –говорит Самуил. Вначале было смирение и, как следствие, было послушание. Вначале он был малым в глазах своих, а теперь строит памятник. Вместо духовного развития – постепенное отступление. А коренная причина – гордое сердце.

Теперь он сам себе авторитет, он не нуждается в советах – даже такого авторитетного человека, как Самуил, который был авторитетом не потому что был умным, а потому что был Божьим пророком.

Для нас урок здесь состоит в том, что неверная, завышенная самооценка таит в себе огромные опасности, потому что источник ее – в гордыне. Гордый человек не признает авторитетов, и рано или поздно такой человек начнет строить себе памятник – в какой угодно форме, не обязательно из камня.Важно побеждать в себе ростки гордости и высокомерия, кактолько они начнут пробиваться.

Саул позволил этим росткам пустить корни вглубь. Как следствие, Саул начинает лукавить, спорить с пророком и перекладывать вину на других. Посмотрите, как он встречает Самуила: «Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему».

Саул не хочет брать на себя ответственность и ссылается на народ, который пощадил лучших овец, как будто не с его согласия это произошло. Причем приводится аргумент – «для жертвоприношения». Естественно, это был хороший способ сэкономить на овцах, ведь после сражения нужно было принести жертвоприношение. Так почему же овец не прихватить тут же с собой? Вот здесь находится та грань, которую Саул переступил. Ведь он имел власть остановить народ и сказать, что это будет непослушанием. Почему он так не сказал? – Только потому что не придавал значения Божьим словам, он уже в разговоре с Самуилом употребляет выражение «Богу твоему». Не моему, не нашему, а твоему. 

Иногда отдельные фразы, которые мы, может, и не планировали произносить, характеризуют нас с неожиданной стороны. Саул уже себе успел поставить памятник, когда пришел Самуил. Он уже успел отчитаться о том, что исполнил слово Бога. Он уже не тот, малый в глазах своих, каким был раньше. Он ликует, празднует победу, а тут вдруг какой-то Самуил намекает ему на проступок: «а что это за блеяние овец в ушах моих?»

Естественно, Саул, находясь в эмоциях, показывает частичку своей сути. И тут он бросает фразу «Богу твоему». Если даже он объяснит, что он устал, что он был в эмоциях, то это будет лишь выкручиванием – он сказал то, что было на сердце. А на сердце было то, что Бог уже не был его Богом. 

Затем Самуил спрашивает: «Зачем же ты не послушал гласа Господа?»На что Саул перечит: «Япослушал гласа Господа».

То есть Саул начинает спорить. Он прекрасно понимает, что Самуил – человек Божий, но теперь он с ним готов спорить и настаивать на своем, чего раньше не было. Спрашивается: что изменилось? А изменились ценности и авторитеты. Авторитет Самуила упал, авторитет себя – возрос.

Здесь Писание нам дает яркий пример падения авторитетов у гордого человека. Опасное сочетание: завышенная оценка себя самого, и при этом – заниженная оценка другого. Саул не видит необходимости учиться у Самуила, он уже достиг той степени совершенства, что может спорить с тем, кого должен слушать.

Мы видим, как изменился Саул: когда бросали жребий о том, кто будет царем, Саул от скромности прятался в обозе (1Цар.10:22) – теперь же он ставит себе памятник. Когда Саул (еще не будучи царем) искал пропавших ослиц, он пошел за помощью к тому же Самуилу, а когда теперь нужно управлять целым народом(что, надо признать, гораздо важнее пропавших ослиц) – помощь Божьего человека уже не нужна…

Важно здесь увидеть для себя урок: если мы хотим изменять себя к лучшему, то всегда найдем таких людей, которые нам помогут. Кто хочет учиться – всегда найдет учителя. Кто видит свои несовершенства, тот всегда будет искать общения и совета со стороны духовно более сильных людей, и будет иметь перед собой авторитеты. Давайте поставим себе вопрос: а есть ли у меня авторитеты? Если нет, то это сигнал – что-то надо изменить в моей жизни. Когда нет авторитетов, на человека и повлиять нельзя – это было бы хорошо только в одном случае– если бы мы были совершенны. А поскольку мы не таковы, то нуждаемся в назиданиях, увещеваниях, обличениях – но что от них пользы, когда нет авторитетов?

Когда мы говорим «иметь авторитет», это не значит кого-либо считать святым и непогрешимым. Таких, как мы знаем, не существует. Но есть люди, у которых можно учиться, но учиться можно лишь тогда, когда мы себя считаем учеником. Библия, вообще, призывает считать один другого высшими себя, что, надо признать, в практике труднодостижимо.

Эта история нам подсказывает, что нужно ценить общение с теми людьми, у которых мы можем учиться; нужно перенимать опыт у тех, у кого он действительно есть. Сохранить ценности можно тогда, когда молодое поколение подхватывает эстафету у старшего.

Саул не подхватил, он не взял то лучшее, что было у Самуила, преемственности не было. Почему?

Ответ кроется в том, что у них были разные жизненные ценности: Самуил искал, как угодить Богу, и это очевидно… Саул же проявлял свою веру каким-то странным образом: в его жизни сочетались моменты веры и моменты неверия. Пример такой противоречивости мы видим в том, как он признает свою вину (ст.24): «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их».

Он как-бы признает свой грех, но тут же перекладывает вину на народ. Он «умывает руки». Но, не признав до конца своей вины, Саул и не может быть до конца прощен. У Давида были большие грехи, но и было соответственное покаяние. Саул же постоянно выкручивался, спорил, а в результате, признал вину частично, а частично переложил на народ.

Урок для нас состоит в том, что признаваться в проступках нельзя частично. Нельзя искать виноватых. Полнота нашего прощения Богом зависит от полноты нашего признания вины и покаяния.

Саул собственными словами формулирует суть своей проблемы: «боялся народа и послушал голоса их». Не Бога боялся, а народа – вот суть отступления.Он попытался угодить и Богу, и людям– в этом проявилась двойственность Саула.

И здесь очередной урок для нас: двум господам служить невозможно. Там, где человеческое противоречит Божьему, нам следует без страха выбирать Божье. Попытка совместить несовместимое неизбежно приведет к потерям. На примере Саула мы видим, что духовные законы действуют одинаково для людей любого ранга и статуса. И непослушание Богу в любом случае заканчивается  потерей. Саул потерял не только царство, но самое главное – Божье присутствие в своей жизни.

Что же нужно понять нам, чтобы избежать подобных потерь?Давайте еще раз вернемся к центральным словам этой истории:

«Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство».

Суть этих слов сводится к тому, что наше послушание зависит от того, какие мы внутри. Непослушание – это следствие. Можно заставить человека слушаться механически, и он будет, стиснув зубы, выполнять то, чего не хочет (иногда, может, и это будет полезным!). Но если внутри нас есть бунт, непокорность, желание поступать по-своему, то, естественно, настоящего послушания мы не проявим.

Здесь следует помнить, что бунт и непокорность – это те качества, из-за которых ангел Божий превратился в сатану. Непокорность, по сути, – это производное от гордости. Здесь подчеркивается, что суть греха непослушания – в нашем внутреннем противлении Богу.

Давайте подумаем, неужели Богу было так важно, что Саул не истребил какие-то вещи? –Нет, Богу важно то, что Саул в сердце своем не имел преданности. Соответственно, и не было послушания. Было желание найти некий компромисс, чтобы угодить и Богу, и людям. В его кажущихся правильными действиях не просматривается цель исполнить волю Божью, а просматривается цель угодить всем ради поддержания своего авторитета.

Урок для нас состоит в том, что внешне правильные действия не всегда означают правильные мотивы и цели. Важно проверять себя в том, с какими намерениями я совершаю то или иное доброе действие. Важно, чтобы плохие намерения не перечеркивали добрые поступки.

То, что сделал Саул, выглядело целиком и полностью как доброе дело – ведь никто не обличил его, кроме Самуила.

Это говорит о том, что большинство может ошибаться. Казалось бы, избранный народ!..но нет никого, кто бы отметил непослушание Саула – кроме Самуила. Важно никогда не ссылаться на большинство, а рассуждать, как то или иное наше действие или намерение выглядит в глазах Бога.

В глазах человека Саул всё сделал правильно, кроме какой-то мелочи. Но эта«мелочь» объяснялась его внутренней непокорностью Богу, и потому в Божьих глазах была вовсе не мелочью, а внешним поступком, определяющим внутренность Саула.Непокорность – это то, что сидело внутри; а непослушание – это то, что вышло наружу и то, что мы можем видеть. Можно сказать, что непослушание – это непокорность в действии. Человек может быть непокорным, но пока не будет случая проявить свое непослушание, мы никак эту непокорность не увидим. Можно быть молчаливым и спокойным, но порой наступает момент, когда надо проявить послушание, и вот тогда проявляется характер…

Обратите внимание на последовательность в описании действий Саула: «…ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». Сначала он отвратился – это то, что никто не видел, это то, что происходило внутри; а потом не исполнил – это то, что все увидели.

То есть внешнее непослушание Саула было следствием его внутреннего отношения к Богу. А это никакими жертвами исправить невозможно.

Саул оправдывался тем, что «пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения». То есть это была попытка свое неправильное духовное действие загладить правильным материальным действием. Проще говоря, попытка откупиться – добытые неправедным путем животные он хотел использовать для праведных действий.

Для нас этот момент актуален тем, что зачастую мы можем полагать, что грехи можно искупить материальными средствами. «Я вот тут чуть-чуть не выполнил Божье поручение, но зато я пожертвовал на Божье дело…»И уже как будто Бог нам обязан. «Я не могу оставить то, что знаю, что надо оставить, но зато… вот, Господи, мои овцы для жертвоприношения». Какая опасная позиция!

Саул не видел опасности, потому что сердце его не было вполне предано Господу. Саул, как мы знаем, должных уроков для себя не извлек – и как повествует Библия, он больше с Самуилом и не виделся.

Теперь важно, чтоб уроки извлекли мы. Как видно, эта история дает нам множество уроков. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных, хотя это не так уж просто.

Не будем перечислять все уроки, потому что их много, и можно найти еще больше. Отметим только самое важное.

Основной вывод состоит в том, что важно бояться потерять отношения с Богом. Непослушание, корень которой в гордости, ведет к разрыву отношений с Богом. Нам нужно бояться потерять эти отношения. Не нужно бояться людей, не нужно стараться во что бы то ни стало завоевать их доверие – важно быть в доверии у Бога.

В качестве итога хочется сказать: давайте увидим благо в послушании. Давайте увидим ценность в наличии авторитетов и в возможности перенимать опыт. Давайте будем бояться всякого превозношения, гордости и неверной самооценки.