Вера, дающая надежду

     Что нужно сегодня делать служителям и  что может сделать молодежь? Что могут сегодня сделать подростки, чтобы никогда не оказаться в положении людей, которые имеют ложную надежду?  Первое, что, на мой взгляд, должны сделать молодые люди -  никогда не искать в церкви развлечений. То, что нам интересно в церкви, или неинтересно — еще не критерий истины. Очень важно любить, ценить и понимать труд для славы Божией. Если мы оглянемся вокруг, то  увидим, сколько можем послужить Господу, сколько еще людей нуждается в духовном внимании на миссионерских точках, где церкви едва начинают свое служение, где нужна реальная помощь братьев и сестёр. В этом труде, в согласованных действиях для славы Божией рождаются настоящие, дружеские, братские отношения между молодыми людьми. Молодые люди иногда активней и охотней ищут каких-то общений в походах, где можно уединиться, где можно предаться своим страстям, каким-то искушениям, но совершенно не задумываются о том, сколько реального труда они могли бы сделать для Господа. Второе, что важно делать молодежи, обратить внимание на общения, которые проводят. Всегда ли мы помышляем о горнем, поднимаем ли актуальные вопросы духовной жизни и решаем ли эти вопросы практически? Всегда ли мы в этих общениях искренние и  настоящие? Очень хотелось, чтобы в этих общениях избегали пустоты, избегали развлечений и пафосных фарисейских речей.  Некоторые молодые люди считают, что общение состоялось, если было весело, если был какой-то интересный конкурс, интересное занятия. Дорогие друзья, я сегодня хочу сказать, что есть такой порок у молодежи, когда она не приучена размышлять о духовном, не приучена размышлять в живой беседе. Очень важно в этом бодрствовать и к этому прилагать усилия. Не бойтесь, если общение где-то не состоится, если что-то пойдет не так. Главное — изберите верное направление, начните и делайте. Избегайте праздности. Там где праздность — там обязательно будет пустота, где пустота, там будет грех. Очень важно также обратить внимание молодых людей на такое качество, как послушание. Может кому-то это покажется немодным направлением, несовременным, проявлением некого давления на личность (мол, никто не имеет право мне указывать, что делать). И, тем не менее, дорогие молодые люди, для вашего же блага очень важно научится слушаться. Почему важно с детских лет учится слушаться? В Священном Писании мы легко обнаружим, что эта одна из основных заповедей для детей. Если бы они только научились слушаться! Молодой человек, когда проявляет послушание и смирение, этим самым внутри, в сердце своем, дает согласие Господу на изменение своих несовершенных взглядов на более совершенные. Он еще может до конца не понимать, почему ему нужно сделать по-другому, почему родители считают, что нужно вести себя не так как ему хотелось; но он подчиняется, где-то в глубине души едва осознавая, что так будет правильно. Если он к этому приучен, ему будет легче смириться перед Господом, согласившись в сердце руководствоваться совершенными Библейскими принципами. Он смирится перед истиной и истина сделает его свободным. Он будет понимать, где нужно послушаться, будет понимать, насколько важно изменить себя, а не изменять других людей вокруг себя. Особенно необходимо, чтобы молодой человек имел такую практику давать свое добровольное, личное согласие на изменение своих привычек, своего характера, своего сердца и приоритетов, тогда в своё время он даст согласие Господу направлять  его в жизни.

     Что же важно сделать служителям? Здесь нужно признать, что и с той, и с другой стороны должно быть движение. И там где служители и где молодежь необходимо движение навстречу друг другу, но чтобы в центре это движения стоял Сам Господь. Служители, на мой взгляд, обязаны приучать молодых людей к ответственности. Сегодня Виктор Анатольевич говорил о том, что получается некоторый разрыв между старшим поколением и младшим. Когда старшее поколение многое берет на себя, младшее уединяется от каких-то дел, проблем и ведет несколько, я бы сказал, потребительский образ жизни. Поэтому важно служителям приучать детей и молодежь к ответственности. Для этого надо поручать задания. Поручать и обязательно требовать, применять строгость (с мудростью, конечно). Мы сегодня весьма боимся применить строгость, а совершенно напрасно. Молодые люди сегодня не совсем любят такое явление и реагируют болезненно на отдельные обличения, какие-то меры, которые предпринимают служители. Но я хочу сказать вам, дорогие молодые люди: ведь в этом тоже есть рука Божия. По своей неопытности, а немало и  по своей гордости, вы не всегда можете понимать того, что Сам Господь желает изменить гордое и упрямое сердце. Легче думать, что важнее достичь каких-то отношений с людьми, что для нас важнее, чтобы не грех был исправлен, а чтобы к нам корректно относились. Да, мы можем достичь лояльности и любезности, мы достигнем внешне хороших отношений друг с другом и будем считать, что в этом и есть христианство, но упустим самое главное — Господь не подарит нам сокрушения, мы так и не обретем утешения от Господа. Мы достигнем человеческих отношений, но не достигнем отношений с Господом, утвердив волю человеческую, а не Божью. Наша обременённая грехом душа при этом останется без исцеления. Поэтому когда случаются такие минуты огорчения, когда случаются  ошибки в жизни, мы не должны бояться нареканий и  обличений, потому что через это нам говорит Господь. Лучше пусть пострадают мои отношения с братом или сестрой (на короткое время, конечно), но пусть мне скажут прямо — и я приобрету Господа. А когда приобрету Господа — Господь изменит сердце, даст утешение. Когда Господь дает утешение то даёт не мнимый, но настоящий, подлинный мир. Вот мне казалось совсем недавно, что брат ко мне имел, может быть, какое-то плохое отношение. «Почему он так резко меня обличил, ведь мне так это тяжело переживать?» Но когда я смирюсь перед Господом, Господь подарит мне утешение, мир и полное понимание с этим братом, я буду с ним в одном духе. Как часто от непонимания Божьих действий мы уклоняемся и уединяемся сами в себе. Опять же, потому что так хочется, чтобы человеческие принципы стояли на первом месте. Мы ценим все человеческое, все, что связано с отношениями, все, что связано с внешним в благочестии, все что связано с каким-то поверхностным миром, поверхностной радостью, поверхностным общением. Мы так это любим, упуская из виду, что Господь давно уже перестал действовать в наших сердцах, и наши сердца, может давно не меняются, они, давно омертвели для Слова Божьего. Если Слово Божие уже не изменяет моего характера, мои принципы не меняются. И тот энтузиазм, те шаги веры, которые были в самом начале следования за Господом — их уже нет. Тогда можно сказать, что мы потеряли свою первую любовь. Когда этот энтузиазм, когда это направление, заданное в начале следования за Господом, пошло на спад — это и есть потеря первой любви. Молодые люди не должны пренебрегать наказанием, не должны пренебрегать строгостью, дисциплиной в церкви, потому что все это лечит и исправляет сердца людей. Неужели мы бы хотели воспитываться сами и воспитывать своих детей в той атмосфере, где нет дисциплины, а, стало быть, и нет любви, потому что каждый сам по себе, потому что у каждого свои критерии того, что должно делать в Доме Божьем и каждый оценивает какие должны быть отношения между людьми и каждый может учить другого, но при этом не смиряться друг перед другом. Поэтому очень важно применять строгость.

     Очень важно также сегодня для служителя, и это особая и больная проблема — иметь позицию. Священное Писание говорит: «Да будут словами  вашими «да, да» и «нет, нет», а что сверх того — то от лукавого». Иногда сегодня, когда служителям задаешь вопрос: «Так все-таки это явление греховное или нет?», они отвечают: «ну я этим не занимаюсь». Я понимаю, что не занимаешься, но ты скажи позицию. «Я этому не учу, хотя Библия об этом говорит». Как это понять? Получается: выбирай сама, душа, как тебе угодно. Нет выразительности в позиции, а стало быть, и не  будет духовно расти церковь. Никогда не вырастет молодежь духовно там, где нет твёрдой основы. Если через служителя говорит Господь — Он говорит ясно и чётко. Когда служители действовали четко и однозначно в свете Слова Божьего— торжествовала Божья воля. Но когда присуща была размазанность и отсутствие позиции, тогда торжествовала воля человеческая. Как же молодежи исцелить свои сердца, исправить свои проблемы, избавиться от комплексов, если у самих служителей эти комплексы, если они сами боятся определённости в духовной жизни? Для служителей также важно не бояться оказаться в меньшинстве. В Слове Божьем мы нигде не найдем, чтобы большинство определяло истину. Истину определял только Христос и Он есть Истина. Не важно, сколько человек последует истине, и, может, кто-то будет считать консервативных братьев и сестер отсталыми, недальновидными, устаревшими, несовременными — это не важно. Важно, как считает Господь. В свое время, когда Иисус Навин брался за служение, вверенное ему Господом, наверняка, ему было сложно сказать: «верных людей - большинство». Во все времена не так много было этих верных людей, и поэтому следующий важный совет Господь дал ему: «Будь тверд и мужественен». В какой бы ситуации мы не оставались, и в какой бы ситуации не оказался служитель, он должен быть тверд и мужественен. Тогда будет действовать Господь. И многие, может, не поймут духовных вождей, но ведь кого-то Господь и исцелит через здравую позицию служителя. Нельзя бояться остаться в меньшинстве, нужно бояться отступить от Божьих путей. Важно для служителей не отпускать всё на самотёк.

     Помимо всего, так не хочется иногда брать на себя ответственность в разрешении сложных вопросов, ведь не всегда человека можно вписать в какую-нибудь схему, трафарет и стандарт. «Вот ты поступи так, и Слово Божие говорит так …  У того человека была похожая ситуация и ты также поступи». Иногда эти схемы отдаляют человека от Господа. Я не говорю, что Словом Божиим нужно манипулировать, но говорю, что со  Словом Божьим нужно обращаться трепетно и мудро, и нельзя подгонять его под свои ограниченные, человеческие схемы. Оно очень многогранно и глубоко. Поэтому очень важно проявлять мудрость, терпение, смирение и внимательность в разрешении сложных вопросов. Молодые люди имеют в жизни очень много сложных вопросов и, думаю, что многие из своих скрытых нужд молодые люди так и не раскрывают служителям именно потому, что в ответ схематично и поверхностно будет сказано: «молись и будешь услышан». Где в таком случае помощь, где содействие, где мудрый совет, где ободрение в вере, где исправление кривых путей? Служителям иногда становится просто всё равно, потому что так проще, не нужно брать ответственность. Меньше будет ошибок, когда служитель будет принимать меньше каких-то сложных решений, меньше люди скажут, что ты там или здесь ошибся. Так удобнее. Но здесь мы видим опять же вечную проблему — мое человеческое «я» стоит на первом месте. Мне так хочется покоя, чтобы не было никаких нареканий и не хочется иметь каких-то проблем и так не хочется нести нужды других, что проще поступить по схеме. Здесь мое «я» выступает на первый план. Мертвое это христианство или живое? Какой пример сегодня таким образом подает служитель: пример живой веры или мёртвого, формального, схематичного христианства? В схему внешнего благополучия и благочестия вписывались фарисеи, но только внешне. Слово Божие говорит: «да будет совершен Божий человек,  ко всякому доброму делу приготовлен». Чтобы человек был совершен, его надо подготовить. Это не дается просто так, не дается самотёком, не делается само по себе, мол, делай, как знаешь, Господь усмотрит. Сегодня нерадивые служители, нерадивые проповедники очень любят говорить о том, что не обязательно готовится к проповеди, к служению — «Господь усмотрит». «Не обязательно трудиться и что-нибудь делать — Господь Духом Святым договорит то, что я не сказал». Может быть, тогда вообще не проповедовать — Господь Своим Духом и так каждому проговорит. Для чего тогда проповедовать, для чего тогда нести бремена друг друга — достаточно просто сказать: «слава Господу, ревнуйте о Царствии Небесном, а дальше Господь наставит, научит, идите с миром, грейтесь и питайтесь и ни в чем не имейте нужды». Мы должны обратить внимание на свои пути, свои сердца, что стоит на первом месте: мое собственное «я», мой эгоизм, мое тщеславие, моя лень, мои приоритеты, мой ли комфорт в жизни или, все-таки, на первом месте Господь. Именно это и будет определять: стоим ли в живой вере или находимся в числе умерших в вере. Когда мы говорим о живой и мёртвой вере, то должны понимать, что выбор происходит не по формальной принадлежности к церкви. Здесь выбор происходит через определение: действительно ли мы исполняем волю Отца Небесного, действительно ли мы готовы нести свой крест и все тягости, которые выпадают на нас в связи с нашим служением. Когда сегодня мы слышали свидетельство Виктора Анатольевича, надеюсь, что каждый из нас размышлял: «хотел бы я избежать этих трудностей или взял бы их на себя. Возьму их на себя или нет? Если возьму — будет очень трудно». Возможно Апостолу Павлу, если бы он хотел быть мертвым христианином и иметь формальную веру, не нужно было столько терпеть и иметь столько трудностей. Но он не хотел быть формальным христианином, он хотел иметь живую, настоящую веру. И хотел, чтобы и его последователи тоже имели живую, христианскую, спасающую веру. Поэтому он никогда ничего не бросал на самотёк и относился ответственно, нёс бремена других людей. Он всегда имел позицию, он требовал, он поручал, ободрял, он был рядом, когда было это необходимо. Поэтому очень важно, чтобы с одной стороны молодые люди, с другой стороны служители прилагали максимум усилий, чтобы мы оказались подготовлены ко всякому доброму делу. Господь много мог бы сделать через каждого из нас. Проблема лишь в том, что мы несовершенны и, порой, не подготовлены ко всякому доброму делу. Очень важно чтобы эти уроки, которые мы выносим из прошлого, уроки, которые ещё будем выносить из нашей конференции, применили к своему сердцу и вновь задали себе вопрос: «имею ли я живую, настоящую веру? Действительно ли, на первом  месте стоит Господь в моей жизни или от моей веры остались только статус, внешнее положение, формальность и внешнее благочестие?» Очень важно об этом помнить. Пусть нас Господь благословит в этом. Аминь.