О музыке в церкви

В ветхозаветные времена предписания святости в Законе во многом касались только внешней стороны, внешнего порядка, как, например, законы омовения, повеления о чистой и нечистой пище. Содержащиеся в них духовные истины передавались внешними, свойственными природному человеку, действиями. Соответственно этому и Храм, и богослужения Израиля были в какой-то степени внешними и «земными». Закон ссылался на элементы и принципы мира (Гал.4:3; Кол.2:20-23), которые неприемлемы для Церкви, потому что ей открылись высокие духовные истины во Христе (Гал.4:1-11; Кол.2:8,16-23). Послание к Евреям подробно показывает, что эти внешние правила и элементы богослужений отменены во Христе, и Церковь имеет духовный подход к небесному святилищу, где не только внешние оттенки, но и сущность этих вещей мы находим во Христе. В новозаветные времена верующий христианин незримо входит в небесное святилище и поклоняется в присутствии Божьем. Каждое смешивание с плотскими и неосвященными эмоциями, каждое плотское действие и проявление мешают истинному поклонению.

Применительно к музыке это означает, что своеобразные ветхозаветные прообразы, которые могут быть использованы для духовного поклонения в Церкви, представлены не произвольными танцами израильского народа и поющими и играющими левитами во дворе Храма, но они представлены служением жертвоприношения в самом святилище, особенно жертвой курения (ср. Отк.5:8; Отк.8:3,4; Пс.140:2). Таким образом, если и проводить аналогию и черпать принципы поклонения Богу в ветхозаветные времена, то нужно брать не празднование гражданских праздников, не празднование побед, не служения вне Храма, не прославление в будущем Тысячелетнем Царстве, а служение жертвоприношения в земном святилище. И это служение проводилось весьма благоговейно, просто, спокойно, в смирении и трепете, без музыки и танцев, без внешней привлекательности для плоти. Оно проводилось точно по предписанию Слова. Духовное поклонение Церкви отличается от хвалебного пения спасенного Израиля и спасенных из языческих народов в Тысячелетнем Царстве, которое мы находим во многих псалмах.

Анализируя поклонение Израиля в Ветхом Завете, можно установить, что только в тех случаях, когда жертвенные установления совершались согласно Божьим установлениям, Бог открывал Себя в благословении, позволяя Своей славе и Своему Слову обитать среди людей. Бог избрал из среды народа и посвятил для Себя особое священство. Духовные руководители нации постоянно придавали большое значение защите богослужения Израиля от влияния ханаанских религий, от проникновения язычества. Ваализм, с его оргиями и убеждением, что природные процессы могут контролироваться посредством ритуалов, представлял для многих израильтян весьма привлекательную альтернативу, но это вело к уходу от поклонения Живому Богу. Уникальность поклонения Израиля как народа Божьего (в отличие от всех форм языческого поклонения в те времена) состояла в том, что оно отвергало все человеческое и самовольное и утверждало Божье, заповеданное Самим Богом Своему народу. Правильная направленность сердца сочеталась с требованием послушания Богу и Его указаниям. Все жертвоприношения были строго регламентированы: жертва всесожжения (Лев.1:3-17; Лев.6:8-13; Исх.29:38-41; Чис.28:1-8); хлебное приношение (Лев.2:1-16; Лев.6:14-18); мирная жертва (Лев.3:1-17; Лев.7:11-38); жертва за грех (Лев.4:1–5:13; Лев.6:24-30); жертва повинности (Лев.5:14–6:7; Лев.7:1-10). Жертва всесожжения должна была приноситься от лица всего народа в святилище Господнем каждое утро и каждый вечер (Исх.29:38-41; Чис.28:1-8). Эта жертва символизировала полную преданность Господу. Жертва курения относилась к бескровным жертвам и приносилась дважды в день (утром и вечером) на жертвеннике курения (Исх.30:1-9; Чис.16:40,46; 1Пар.6:49; 2Пар.13:10,11; Лк.1:8). Курение (каждение) использовалось для разных целей. В день искупления первосвященник вносил воскурение и горящие угли в Святое-святых (Лев.16:12,13). Согласно Пс.140:2; Отк.5:8; Отк.8:3-5, курению соответствуют молитвы святых. Курение символизируют преданность и стремление к святости. Курение на «высотах» строго осуждалось, потому что это были места идолопоклонников, и жертвы там не приносились с должным отношением к Богу (3Цар.22:43).

Среди ветхозаветных жертв жертва курения в особой степени является прообразом молитвы и поклонения в церкви. Если мы уясним, что Бог сказал Моисею о приготовлениях благовонных курений, то мы осознаем, каким Бог хочет видеть истинное поклонение:

Исх.30:34-38 «И сказал Господь Моисею: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана — всего поровну, и сделай из них искусством составляющего мази курительный состав, стертый, чистый, святой, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения, сделанного по этому составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, душа та истребится из народа своего».