Если мы не будем возрастать в святости, не будем бодрствовать, то у нас не будет силы для самообладания и противостояния греху. Слово Божье указывает нам на источники совершенствования в воздержании:
1Пет.1:13-16: «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Еф.5:18: «…исполняйтесь Духом».
1Пет.2:1,2: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».
Рим.6:16,17: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».
Мк.13:37: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
1Пет.4:7: «Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах».
1Кор.16:13: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
1Фес.5:6: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться».
Чтобы иметь успех в проявлении воздержания, необходимо полагаться на Господа, а не на свои силы, почитая другого высшим себя (Флп.2:3; 1Пет.5:5; Гал.6:14; 2Кор.1:9; Пр.3:5; Пр.14:21; Ис.40:31; Флп.3:3). Воздержание — это плод Духа, а не плод человеческой силы или плоти. Поэтому, только прибегая к Божьему Слову, к постам и молитвам, к исповеданию и оставлению грехов, к освящению, к послушанию воле Божьей, к назиданию и общению с братьями и сестрами, мы можем иметь такой плод. Филипс Брукс верно заметил: «Вера в Бога над нами и вокруг нас, а не в Бога, Который в нас, — была бы бессильна и бесполезна». Основная проблема человека состоит не в том, что он чего-то не знает, а в том, что он не желает подчиниться Богу, подчиниться водительству Духа Святого, не желает действовать Божьей силой и Божьими методами, а действует плотскими, мирскими, а мир нельзя победить миром, плоть нельзя победить плотью.
2. Применение и соблюдение должной меры во всем, исключение неумеренности, излишеств и непотребства (1Кор.9:25; Пс.118:36,37; Пр.23:4,5; Пр.30:7-9; Пр.15:16; Мф.6:19-21; Лк.12:15; Лк.21:34; 1Кор.6:12; 1Кор.10:23; 1Кор.7:5; Еф.5:3; 1Тим.6:6-9; Евр.13:5).
Без воздержания невозможно достичь умеренности во всем. Еще Демокрит (460-370 до Р.Х..) утверждал: «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим»5.6. Леонардо да Винчи (1452-1519) отмечал, что «умеренность служит надежной защитой от пороков», а И. Кант (1724-1804) подчеркивал, что «кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений»5.6.
Христиане должны проявлять воздержание и должную меру во всем, чтобы не было препятствий для приближения к Богу. Необходимо проявлять воздержание:
а )от суеты:
Пс.118:36,37: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем».
Пр.30:7-9: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
б) от обогащения и накопительства:
Лк.12:15: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
Пр.23:4: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои».
1Тим.6:6-9: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Евр.13:5: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
в) от объедения:
Лк.21:34: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».
Объедение является утерей меры над удовольствием и утерей контроля над плотью. Эта слабость может переходить в привычку, с которой потом очень трудно бороться. Иоанн Златоуст учил: «Мы имеем такого владыку, Который не требует от нас ничего сверх силы. Ведь Он требует от нас не просто лишь воздержания от яств и поста, и не для того, чтобы мы оставались без пищи, а для того, чтобы мы удалялись от мирских занятий, весь досуг употребляли на духовное… Не для того явились мы на свет и живем, чтобы есть и пить, а для того едим, чтобы жить; не жизнь ради пищи, а пища ради жизни создана была изначально. Жизнь, братия, соразмерена не с удовольствием, а с необходимостью. Итак, отвергнув все излишнее для природы, будем довольствоваться одним необходимым. Что может быть святее той трапезы, где изгнано пьянство, объедение и всякое излишество, а вместо того введено чудное соревнование в охранении законов Божьих… Не погрешит тот, кто назовет такой дом церковью. Где господствует такое воздержание, что даже в часы удовольствия все присутствующие заботятся о законах Божиих, все состязаются и соперничают в этом друг с другом, там очевидно изгнана всякая злая сила демонов и в прекрасном соревновании рабов присутствует Христос»5.13.
г) от плотских и физических нужд во время поста и молитвы:
1Кор.7:5: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
«Воздерживаться одному против воли другого означает уклоняться, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно», — писал Иоанн Златоуст5.14.
д) от всякого непотребства и нечистоты:
Еф.5:3: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым».
2Кор.12:21: «Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали».
Гал.5:19-21: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
На вопрос, как определить главную страсть, чтобы начать с ней бороться и от нее воздерживаться, один мудрый учитель сказал: «Борись с той, которая сейчас тебя одолевает».
е) от неверных приоритетов и ценностей:
Мф.6:19-21: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
ж) от внешнего подражания миру, чтобы ничто не обладало сердцем:
1Кор.6:12: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
1Кор.10:23: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
Служению Господу должно отдаваться все лучшее с ревностью и дерзновением. Сравнивая христиан с ревностными бегунами на соревновании, Апостол Павел говорит, что тем более христиане, ожидающие вечной награды, должны иметь полное посвящение:
1Кор.9:24-27: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Христиане должны проявлять воздержание в манере одеваться, во внешнем виде.
Своеволие, вседозволенность — это дьявольская копия свободы и эффективная петля для духовного опустошения. При этом обольщенные люди тяготеют к тому, чтобы копировать грешный мир, подражать ему во всем, включая одежду, манеры поведения, манеру общения. Здесь важно проявить воздержание и подчиниться Слову Божьему. Существует очень много споров об одежде, о том, что является мужской и женской одеждой, покрывать или не покрывать голову женщинам в церкви, использовать или не использовать косметику и т.п. Этот вопрос не является сложным, потому что принципы поведения в этой сфере описаны в Библии, и мы должны пользоваться ими, избегая крайностей при уклонении в ту или другую сторону. Можно отметить следующие принципы и подходы в ношении одежды христиан:
1. Не стирать грани между мужчиной и женщиной (Втор.22:5; Быт.1:27,28; Быт.2:18,22,24; 1Кор.11:3-16).
2. Подчиняться не течениям моды, не направлениям в грешном мире, не своим желаниям, а повелениям Божьим и Божьим приоритетам, которые имеются в Писании (1Кор.14:36,37; Лк.16:10; 1Ин.2:15-17; 2Кор.6:14-18).
3. Эффективно свидетельствовать окружающему миру о Господе через благоговейное хождение пред Ним, отражать Его свет, быть солью земли и светом мира (Мф.5:13-16; 1Пет.2:9; Еф.5:8-12; Евр.12:28).
4. Проявлять любовь, послушание, смирение, устройство, единомыслие и мир при исполнении общецерковной дисциплины, проявлять жертвенность для Господа вместо требования снижения планки для себя в христианской жизни (Ин.13:35; 1Кор.14:33; 1Пет.3:8; Рим.12:16; Рим.15:5; 2Кор.13:11; Флп.2:2; 1Пет.5:5,6; 1Цар.15:22; Рим.14:19-21; Рим.15:2; 1Кор.10:24; 1Фес.5:13; Евр.12:14,15; Евр.13:17).
Рассмотрим эти принципы более подробно.
1. Не стирать грани между мужчиной и женщиной (Втор.22:5; Быт.1:27,28; Быт.2:18,22,24; 1Кор.11:3-16).
Бог соделал разными мужчину и женщину (Быт.1:27,28; Быт.2:18,22,24), проявив богатство и красоту Своего Творения в различии полов, во взаимодополнении, поэтому наша задача — сохранять ту природу мужчины и женщины, которую дал Творец. Господь сохраняет и оберегает различие полов и не желает их смешения:
Втор.22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».
Это повеление запрещает мужчинам носить какие-либо предметы женской одежды или женского украшения, а женщинам — какие-либо предметы мужской одежды или мужского украшения. Это является мерзостью. Такое слово «мерзость» использовалось на иврите для выражения очень негативного отношения Бога к гомосексуализму (Лев.18:22; Лев.20:13). Заложенное совершенным Создателем различие полов надлежит исполнять без всякого исключения во всем, в том числе и в одежде, потому что одежда отражает внутреннее понимание мужчиной и женщиной своего назначения, заложенного Богом.
Наметившееся в последнее время греховное стирание граней между мужским и женским полом (во всем: в одежде, в манерах, в прическах, в интересах, в профессиях и т.д.) является коварным обманом сатаны и бунтом против Творца. Крайним выражением такого бунта является гомосексуализм, лесбиянство, движение в защиту однополых браков, феминизм, операции по изменению пола и т.п. Человеческое вмешательство в Божью гармонию полов чревато серьезными последствиями. Вот мнение по этому поводу доктора Дж. Добсона: «Несомненно, что неразбериха в половой идентификации способствует эпидемии гомосексуализма, которая не может не пугать. Доктор Чарльз Уиник, профессор антропологии Нью-йоркского университета, изучил две тысячи культур и обнаружил в пятидесяти пяти из них признаки отсутствия четких разграничений общества по половому признаку. Ни одна из тех культур не выжила! Доктор Уиник убежден, что западной культуре по этой причине грозит серьезная опасность, и я не могу не согласиться с ним.
Что же касается наших детей, то я считаю, что их необходимо с ранних лет приучать к роли, традиционно свойственной только их полу. Если мы этого не сделаем, то дети могут запутаться в своей половой принадлежности. Приучать ребенка к традиционному поведению нужно через одежду, тесное общение девочек с матерями и мальчиков с отцами, через выполнение работ, характерных только для мужчин и для женщин, через подбор игрушек. Я вовсе не призываю бить тревогу, если ваша дочь не любит играть с куклами, а сын предпочитает занятие искусством бейсболу. Нет ничего страшного и в том, если ваш сын будет мыть посуду на кухне, а дочь станет наводить порядок в гараже. Однако мы должны деликатно, ненавязчиво подталкивать наших детей к выполнению той роли, которая предопределена им самой природой»5.15.
Движение феминисток имеет один большой изъян, заключающийся в том, что, отстаивая права женщин, они пытаются стереть различие полов и различия в назначении мужчины и женщины. Так, французская писательница Симона де Бовуар (1908-1986), являющаяся автором книги «Второй пол», утверждала, что «женщиной не рождаются, ею становятся». Она также писала: «Адюльтер может исчезнуть только вместе с браком, ведь в некотором роде цель брака — привить мужчине иммунитет против собственной жены»5.16. Английская писательница-феминистка Эва Файджс так видит ценность семьи: «Либо дело дойдет до постепенной либерализации законов о разводе, пока, наконец, брак не превратится в посмешище, либо брак будет упразднен сразу и целиком»5.16. Американская писательница-феминистка Ш.П. Гилман (1860-1935) в таком уродливом свете видит роль женщины-матери: «Высшее проявление материнского инстинкта можно наблюдать у курицы, заботливо высиживающей фарфоровые яйца, — инстинкта, но не ума». «Большая часть женщин все еще нуждается в собственной комнате, и единственный способ найти ее — выйти из своего дома», — пишет австралийская феминистка Джермейн Грир5.16. Американская феминистка Шир Хайт заявляет: «Мы имеем право на собственное тело»5.16. Ученые-демографы опасаются, что в результате искажения роли женщины в обществе под угрозой существования оказывается вся европейская цивилизация.
Современные сторонники движения за стирание грани между мужским и женским полом добиваются признания самых бессмысленных положений. Так, например, подписанный губернатором штата Калифорнии (США), но не прошедший (пока!) на референдуме штата радикальный прогомосексуальный законопроект SB777 обязывал заменить книги и инструкции, которые описывают брак как союз только между мужчиной и женщиной. Он также предусматривал устранение границы между мальчиками и девочками в школьных туалетах и детских садах (мальчик, который чувствует себя девочкой, будет иметь право посещать туалет и раздевалку для девочек, и наоборот). Закон запрещал книги и инструкции, которые утверждают, что люди рождаются мужского или женского пола, а не чем-то посредине. Эти мерзости многие пытаются узаконить в своих странах и добиваются успеха. Гомосексуалисты и лесбиянки занимают высокие посты во многих странах мира и открыто заявляют о своих взглядах. Этих фактов достаточно, чтобы видеть безумие мудрости мира сего, как об этом пишет Апостол Павел: «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: ”уловляет мудрых в лукавстве их”» (1Кор.3:19).
В этом плане христианам надо проявить Божью позицию и не поддаваться на тенденции мира сего во всем, включая и одежду, потому что мысли и цели знают и видят не все люди, а манеру одеваться и свято вести себя в обществе видят все. Наша одежда, как и наше сердце, должна свидетельствовать о чистоте и святости, о том, что Бог создал и мужчину, и женщину, что Он создал их разными, но по-своему прекрасными.
У добродетельной жены одежда была и практичной, и красивой: «Крепость и красота — одежда ее» (Пр.31:25). Бог наделил женщину особой красотой и нежностью. Ее женственность является поэзией небесной красоты, отражает мягкость, нежность, таинственность, чистоту и романтизм. И эти качества небесной природы должна отражать также и одежда, потому что у Бога содержание и форма должны быть в гармонии. Женственность не изменялась в веках. И, как сказал Рамен Ролан: «Вечно женственное всегда являлось возвышающей силой для мужчин». И с другой стороны, мужеподобность женщины является дерзким вызовом красоте и говорит о ее духовной бедности. А постоянное пребывание в таком состоянии приводит к устойчивым сдвигам в характере и к потере того драгоценного, что Бог вложил в каждую женщину. Разве не является дерзостью со стороны женщины своей одеждой угашать красоту, данную Богом, и наряжать нежность и женственность в силу и суровость? Разве не является дерзостью облачать шедевр в грубые полотна и обворовывать у себя то, что необходимо хранить постоянно и независимо от времен и течений мира, от условий и ритмов жизни! Ангелы будут воспевать хвалу той женщине, которая своей внутренней красотой и внешним видом воспевала хвалу Создателю и сохранила первозданную красоту:
В сей век греха, тревог, крушений
И в век безумной суеты
Несешь веков предназначенье,
В терпенье, в радости, в мученье,
Несешь, таинственная, ты.
Ты жизнь от Бога даришь в детях,
Хранишь и нежность и любовь,
Сосудик хрупкий на планете,
Ты слабость чудную на свете
Являешь Божьей силой вновь.
О, чудо-женщина, ты — рядом,
И кротость слова — сердцу весть,
Ты можешь чутким, добрым взглядом
Стать красотою и наградой,
Когда от Бога радость есть.
Твои одежды — вдохновенье,
Прикосновенье чистоты,
Они — как шаль при дуновенье,
В них — слабость дивного творенья
И Сила Божьей красоты.
Наш век взвалил на плечи много,
Но тайну ты в себе спасла,
На всех извилистых дорогах
Хранила женственность от Бога
И в сердце нежность пронесла.
Несешь ты с неба возвращенье
Нам Богом данных светлых дней.
О, женщина, восторг творенья,
Творца я славлю с восхищеньем,
Что ты еще осталась ей5.17.