Воздержание

3. Направить рассмотрение вопроса в библейское русло, привлечь жертву и клеветника к разбору ситуации по Слову Божьему (Мф.18:15-17; Рим.15:1-3; 1Ин.1:9). Если ты попал под стрелы клеветы, то не спеши оправдываться — Бог все видит. Лучше молись за обижающих и прояви спокойствие (Мф.5:44). Быстрое оправдание только подливает масло в огонь. Хорошо сказал один мудрый брат: «Не оправдывайся с ревностью, иначе обязательно согрешишь». Прояви благородство и переноси страдания молча, уповая на Бога. Человек, который не страшится правды, не должен бояться лжи, ибо он уповает на Бога, Который знает лучше нас, как вывести правду и справедливость.

4. Привлечь всех к совместной молитве, при необходимости обратиться за помощью к опытным братьям (1Пет.5:5; Иак.5:16).

5. Не проявлять ненужного любопытства, не пользоваться никакими сомнительными фактами, не делать ничего в противовес своим противникам, ничего не совершать по тщеславию (1Тим.5:13; Флп.2:3-8).

6. Контролировать язык, говорить только доброе в назидание, памятуя, что за всякое слово придется давать ответ (1Пет.3:10; Пс.18:15; Еф.4:29; Еф.5:4; Мф.12:35-37).

7. Бодрствовать и молиться о Божьей помощи в этом вопросе (Пс.140:3,4; Пс.33:14,15; Кол.4:2; 1Пет.1:13), не обижаться на обличения и учиться принимать критику как лекарство.

5. Другие грехи языка.

Из нашей жизни должны быть удалены такие грехи, как лесть, похвальба, многословие, сварливость, сквернословие. Все эти грехи происходят от отсутствия воздержания языка.

Лесть — это преднамеренная хвала человеческих качеств и талантов, а также их завышение для достижения собственной цели. Слово «льстить» означает «делать язык гладким». От лести происходит много вреда, потому что она является тонкой формой обмана:

Пр.29:5: «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его».

Пс.5:10: «Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят».

Пс.11:2-5: «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: “языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин”?»

Пр.28:23: «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком».

2Тим.4:3,4: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

Человек, который любит слушать лесть, находится в такой же опасности, в которой находилась ворона из басни Крылова, слушавшая лисицу и потерявшая сыр. Человек, говорящий лесть, и человек, слушающий лесть, теряют намного больше, чем сыр.

Похвальба, тщеславие — это возвышение себя и поиск славы себе. Такая слава является пустой и удерживает человека в гордыне. Слово Божье говорит:

2Кор.10:17,18: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».

Пр.27:2: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой».

Хвастливые речи — это признак слабости, попытка выдать желаемое за действительное и присвоить себе то, что не принадлежит тебе по праву.

Сквернословие и безнравственные речи загрязняют наше сердце и сердца слушающих. Апостол Павел учит нас: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение... Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф.5:4,6). Особенно необходимо остерегаться неприличных шуток, в которых используется Слово Божье или используются библейские персонажи. Небрежное отношение к Слову Божьему является тяжким грехом. Нельзя даже для мягкого юмора пользоваться тем, что свято. Вольность речи, вульгарность, заимствование слов из грешного мира является признаком испорченности духа.

Сварливость проявляется в злых словах и интонациях, направленных на то, чтобы задеть другого. Жалобы, ропот, тонкие уколы, придирки, злые слова, неуместная критика иногда кажутся безобидными, но они отравляют нам жизнь:

Пс.56:5: «Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч».

Пр.21:9: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме».

Пр.6:12-14: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры».

Пр.18:6,7: «Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его».

Сварливость отражает внутреннюю неустроенность, беспокойство души, желание подчинить под себя других, навязать свою точку зрения, выплеснуть негативные эмоции. Часто она проявляется как бестактность и невоздержанность. Одна женщина говорит другой: «Что-то ты сегодня совсем дурно выглядишь, синяки под глазами, наверное, опять пьяный муж не дал покоя. Вот у меня — совсем другое дело, потому что я знала, за кого выходить замуж». Подруга отвечает ей: «А у тебя ребенок весь худющий, наверное, не кормишь его, потому что сама сидишь на диете». И так слово за слово они упрекали друг друга во всем, пока в раздражении и в ссоре не разошлись. Только опомнившись потом, они созвонились, и одна из них сказала другой: «Настроение, конечно, мы друг другу испортили. Зато поговорили вдоволь». Есть только один способ победить этот грех — говорить добрые слова «для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). А для этого нужно проявлять словесное воздержание и относиться с любовью друг к другу.

Одним из частых грехов языка является пустословие и многословие, которые несут ущерб:

Пр.14:23: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб».

Пр.10:19: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен».

Пр.12:18: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует».

Иногда в общении и разговоре так хочется сказать что-то, показать себя, возвысить свое мнение, просто переключить внимание на себя. Так важно при этом в нужное время «включить» воздержание, остановиться, помолчать, быть скорым на слушание и медленным на слова. «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему», — сказано в Пр.18:14. Искусство сдерживать себя в словах, красиво и созидательно слушать более высокое, чем умение красиво и много говорить:

Пр.18:2: «Глупый не любит знания, а только бы высказать свой ум».

Пр.13:3: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда».

Пр.15:4: «Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа».

Чем больше говорит человек, тем меньший вес имеют его слова и тем большая возможность ему согрешить и ввести в грех других. И здесь воздержание является чистым золотом.

Подводя итог всему сказанному о языке, можно отметить: «Живи по правде и ничего не бойся, это будет лучшей проповедью правды и защитой истины». Будем помнить слова Апостола Петра, которыми мы должны руководствоваться в своей жизни:

1Пет.3:10: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей».

1Пет.2:1,2: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

4. Противостояние ценностям мира сего и принятие Божьих ценностей (Мф.6:19,20; Мф.7:13,14; Лк.12:29-31; Лк.13:24; 1Ин.2:15-17; Иак.1:27; Иак.4:7; 1Пет.5:8,9) через направление внутренних чувств в угодное Богу русло (Мф.7:12; Рим.12:17-21; Евр.12:14; Мф.5:44).

Воздержание проявляется в том, чтобы направить свои действия не параллельно грешному миру, не вместе с миром, но поперек мира, устоять в искушениях мира, не любить их, а исполнять волю Божью:

1Ин.2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Дьявол постоянно толкает людей на своеволие и свободу, заставляя действовать по плоти и попирать истину. Божьи ограничения и заповеди призваны уберечь, оградить человека от беды, а вседозволенность и действия по принципам мира и человеческой свободы приводят в самое страшное рабство греха. Что делать? — Не любить ценности и принципы жизни грешного мира, а любить Божьи принципы, руководствоваться ими и жить ими. Все, что предлагает современный греховный мир, не является новым: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Эти три элемента обмана присутствовали еще при обольщении Евы. Похоть плоти — это чувственные плотские вожделения, проистекающие из несовершенной природы («я этого хочу»). Похоть очей относится к нечистым желаниям, которые возникают в результате того, что мы видим и в результате фантазий («мне надо попробовать то, что я вижу»). Гордость житейская — это грешные амбиции самовозвеличения и самохвальства («это возвысит меня над людьми»).

Воздержание должно быть направлено на то, чтобы не пойти на обман лукавого, отвергнуть временные удовольствия и иметь вечные блага. Греховный мир никогда не выполнит своих обещаний. Человек, отвергающий Бога и стремящийся к вседозволенности, умирает для вечных духовных ценностей, подобно рыбке, выпущенной из небольшого аквариума на пол большого дворца. Наши привязанности могут быть отданы либо миру, либо Богу. Невозможно любить и то, и другое. Стремясь на путь мирской удачи, мы действуем так, как человек, пытающийся утолить свою жажду морской водой. Нет смысла жить ради того, что проходит и оставляет горькие последствия. Иногда мы слышим такие мысли: «Ну что плохого в том, что мы немного любим мир?» Но мы должны знать, что побудительные мотивы и отношения, рождаемые мыслями и желаниями, заставляют нас, в конечном счете, совершать те или иные поступки. Мы не должны даже чуть-чуть любить мир, потому что воздействие мира на нас гораздо сильнее, чем мы это представляем. Этот обман не ведет к цели, а ведет на путь, который уводит от жизни. Я не должен любить то, что меня убивает и лишает неба, пусть даже медленно, но убивает. Поэтому христианин должен говорить твердое «нет» всем искушениям. Если не применить воздержание, то ужаленные ядом греха люди калечат себе всю жизнь. Так трудно сегодня не любить мир, сияющий всеми прелестями греховной жизни и убеждающий всех, что все это позволено и дает полноту жизни! Мир убеждает через телевидение, интернет, рекламу, искусство, через конкурсы и шоу, что то, что делает большинство, является нормой, а остальные являются старомодными и отсталыми. Осознание обмана приходит часто поздно или же может не придти совсем.

Вот одно из писем, которое написала молодая девушка, больная СПИДом, потому что она попалась на уловку сатаны о том, что все беды — от половой неудовлетворенности (так учит Фрейд). Ее сексуальная свобода ввела ее в полное рабство: «Четверо моих друзей, вчерашних школьников, умерло. В моргах лежат молодые. Мы уже хороним друг друга… Почему вы навязали нам ваш «безопасный секс»? Нам хочется жить! Лучше бы нам целину пахать на тракторах, чем умирать от СПИДа. Венерические болезни, скрытые половые инфекции и беременности стали у молодежи чем-то вроде насморка… Вы приложили все усилия, чтобы растлить и развратить нас, растрезвонив во всех средствах массовой информации про «это» и про современный образ жизни. Вы жеманничали в школах, «открывая» нам глаза, как хорошо заниматься «этим» не в подвалах, а цивилизованно, уговаривая раскрепоститься, отбросить ложный стыд, показывали фильмы, преподносили брошюры… И вы продолжаете это делать с другими детьми, которые младше нас. Остановитесь! Как бы была я теперь благодарна тому, кто вырвал бы у меня из рук сигарету, кто отхлестал бы крапивой по заднему месту, когда меня можно было еще спасти… Помогите прекратить безумие. Срочно необходимо ввести в средствах массовой информации цензуру, запрещающую всевозможные развращающие ток-шоу, порнофильмы и рекламу»5.29.

К сожалению, ввести административным путем защиту от греховного мира невозможно, но проявлять воздержание для того, чтобы отбрасывать обольщения мира, противостоять им и избирать Божьи ценности, направляя внутренние желания в угодное Богу русло, и возможно, и необходимо. Если не проявлять воздержание, то обвинять в рабстве греха можно будет только себя, потому что Бог запретил в Своем Слове все греховные ценности мира. Достоевский говорил, что если Бога нет, то все дозволено. Но такая свобода и вседозволенность ведут к рабству (Ин.8:34), а где рабство и все дозволено, там Бога нет.

Воздержание призвано уводить человека от соблазнов и избирать совершенное действие по Слову Божьему, бодрствуя там, где есть «слабые места» в характере. Особенное старание необходимо проявлять в том, в чем мы более всего далеки от Божьего эталона, кардинально меняя мирские черты на Божьи (Кол.3:1-4):

зло — на добро и любовь (Мф.5:44; Кол.3:14; 1Пет.3:9; Рим.12:17-21);

лень — на трудолюбие (Еф.4:28; 2Фес.3:10);

осуждение и клевету — на благословение, на поиск доброго в ближнем и на строгое отношение к себе (Мф.5:44; Мф.7:1-5 Рим.12:14; Рим.2:1-11; 1Кор.4:5; Иак.4:11,12; Рим.14:10-13);

зависть — на радость за успех других (Пр.14:30; Иак.3:13-18; Гал.5:26; 1Кор.13:4; Рим.12:15);

гордость — на смирение, послушание и страх Божий (Пр.11:2; Пр.15:33; Пр.16:18; Пр.22:4; Пс.35:12; Пс.110:10; Иак.4:6; 1Пет.5:5,6);

тщеславие — на отдачу всей славы Богу, а не себе (1Кор.10:31; Иак.4:13-16; Гал.5:26; Флп.1:10,11; Флп.2:3; Пс.67:35);

ложь — на правду (Мф.5:6; Пр.30:8; Еф.4:25; Зах.8:16; 2Кор.13:8; Деян.10:35; 1Тим.6:11);

лицемерие и скверные мысли — на искренность, открытость и на чистоту сердца (Флп.4:8; Иак.2:9; Лк.12:1; 1Пет.2:1,2; Пр.11:9; Пс.17:26,27);

сребролюбие и стяжательство — на жертвенность (Пр.23:4; 1Тим.6:6-9; Еф.5:3; Кол.3:5);

ропот и неблагодарность — на благодарность за все (Пр.30:8,9; 1Тим.6:6; 1Фес.5:18; Флп.2:14);

раздражительность — на спокойствие и самообладание (Пр.15:18; Пс.36:8; Еф.4:31,32);

многословие — на кроткий, молчаливый дух, на молчание (Пр.10:19; Еккл.3:7; Пр.11:12; Иак.1:19; Иак.3:4-12; 1Пет.3:4; 1Кор.14:34);

суету — на спокойствие, выбор правильных приоритетов и целенаправленные действия (Пр.30:8; Еф.4:17; Пс.118:37);

страх и неуверенность — на доверие Богу и упование на Его совершенство (Пр.16:3; Пс.36:3-7; 1Пет.5:6,7; Пс.55:5; 1Тим.4:10);

поиск выгоды и поиск своего — на поиск Божьего и на поиск пользы другого (1Кор.10:24; Рим.15:2);

пустое времяпрепровождение и худые сообщества — на созидательный труд и на святое общение (Пс.1:1-3; 1Кор.15:33; Еф.5:15-17);

самоправедность — на жажду духовного совершенства через осознание своей духовной нищеты перед Богом (Мф.23:12; Мф.5:3; Лк.14:11; Рим.12:3; Флп.2:3-4);

конфликтность — на мирные действия и созидание (Мф.5:9; 1Кор.11:16; Рим.13:13; Пр.18:6; Пр.3:30; Рим.12:18; 1Фес.5:13; 2Кор.13:11; Евр.12:14);

обидчивость и непрощение — на оправдание ближних и на христианское прощение без условий (Мф.6:12,14,15; Лк.6:37; Еф.4:32);

хождение по чувствам и по плоти, поиск приключений и новизны — на хождение по духу, на поиск истинных путей для свершений (Пр.22:3; Гал.5:16);

свои желания и поступки по принципу «я так хочу» — на исполнение воли Божьей по принципу «так желает Господь» (Рим.12:2; Еф.5:10; Флп.2:12-16; 1Кор.3:18-20);

сластолюбие — на любовь и жажду святости (Рим.13:13; 1Тим.5:6);

лицеприятие — на справедливость и доброе отношение ко всем (Иак.2:9; Пр.18:5);

безразличие, беспечность и равнодушие — на ревность и чувствительность ко всему, что касается детей Божьих и Церкви Божьей (Рим.12:15; 1Кор.12:26; Ис.32:11);

высокое мнение о себе и напыщенность — на скромность и простоту (Рим.12:16; Гал.6:3; 1Кор.8:2);

необдуманность — на рассудительность и на познание воли Божьей (Еф.5:17; Рим.12:2; Пр.3:5; Пр.18:13);

непотребство — на освящение, на очищение себя с Божьей помощью и на возрастание в святости (Гал.5:19-21; 2Кор.12:21; Мк.7:20-23;1Фес.5:23; 1Пет.1:15-22; Еф.5:8-14; 1Фес.4:1-8);

нерадение — на старательность, усердие и прилежность (Рим.12:11; 1Тим.4:14,15; Тит.3:8; Пр.12:24);

уныние — на радость в Господе (Флп.4:4; 1Фес.5:16; Пр.12:25; Пр.17:22);

высокомудрствование и страсть к словопрениям — на простоту и единомыслие (1Пет.3:8; Еф.4:1-3; Рим.12:16; Тит.1:10-14; Тит.3:9; 1Тим.1:4-8; 1Тим.4:7; 1Тим.6:3-5; 2Тим.2:14-16,23);

любовь к миру и вседозволенность — на исполнение воли Божьей и ограничение себя только полезным для души (Пс.36:27; 1Ин.2:15-17; 1Кор.6:12; 1Кор.10:23; 1Тим.4:8; 1Фес.5:21,22; Тит.3:8; 2Тим.3:1-5; 2Пет.2:19-22; Пр.16:17; 2Кор.13:5).

Во всех этих противостояниях воздержание должно действовать как мост с проходом в одном направлении — к исполнению Писания — и ничего не пропускать в том направлении, которое ведет к мирским ценностям.

Поскольку человеческая душа никогда не бывает незаполненной, то необходимо заполнять ее добрым, вечным, Божественным. «Чтобы сделать человека счастливым, заполни руки его работой, сердце — любовью, разум — целью, память — полезным знанием, будущее — надеждой. Дьявол никогда не входит в человека, если все эти места заполнены», — говорил доктор Ф. Крэн.

Итак, проявление воздержания является важным элементом проявления веры и определяет качество жизни человека — жизни, в которой не дается места дьяволу, а дается простор Божьему совершенству, в которой духом умерщвляются дела плоти и оживотворяются Божьи дела.

Один из известных учителей Церкви четвертого века Ефрем Сирин обращает внимание на то, что воздержание, которое мы должны проявлять в своей христианской вере, проявляется во всех сферах жизни. Он пишет: «Есть воздержание языка — не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и в слухе — владеть слухом и не поражаться пустой молвой. Есть воздержание и для глаз — владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно… на что-либо неприличное. Есть воздержание в раздражительности — владеть гневом и не вдруг воспламеняться. Есть воздержание от славы — владеть своим духом, не желая прославления себе, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах. Есть воздержание в помыслах — низлагать помыслы страхом Божьим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие. Есть воздержание в еде — владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой. Есть воздержание в пожелании, в порочном сластолюбии — владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает в тебе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхом Божьим»5.3.

Таким образом, человек может через воздержание направлять себя в Божье русло, и он же может отбросить воздержание и жить так, как он хочет. На упорное желание человека жить так, как он хочет, можно сказать: «Живи так, как хочешь, если хочешь жить с дьяволом и не желаешь жить с Богом; живи так, как хочешь, если только не учитывать того, что для жизни все равно придется с большими потерями вернуться в начало, придти в себя и начать так, как хочет Бог, а не ты; живи так, как хочешь, если ты желаешь быть в аду и не желаешь быть в Царствии Божьем; живи так, как хочешь, если желаешь однажды в скорбях земной жизни рыдать о том, что жил, как хотел». Но для тех, кто избрал рассудительность через выбор воли Божьей, кто избрал в рассудительности воздержание через подчинение своих мыслей, чувств, слов и страстей водительству Духа Божьего, Господь приготовил сокровища на небесах.

Будем помнить поучение Христа о твердом основании нашей веры: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:24-27). Каждый христианин должен иметь искреннее желание сердца сказать вместе с Д. Ливингстоном: «Из всего, чем я обладаю, я ничему не придам никакой ценности, если оно не имеет отношения к Царству Божьему».