Пояснение к Положению о рукоположении

Это мы встречаем, когда Тимофей направляется Павлом для исправления возникших ошибок в поместной церкви Ефеса:

1Тим.1:1-7: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.  Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному  и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.  Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,  от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,  желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают».

Тимофей направляется в Коринф:

1Кор.4:17,18: «Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились».

Тимофей направляется в Филиппы:

Флп.2:19-23: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.  Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.  А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.  Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною».

Тимофей направляется в Фесалонику:

1Фес.3:1-6: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,  и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,  чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.  Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш».

Это мы встречаем, когда Павел направляет Тихика:

Кол.4:7,8: «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,  которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши».

В данных случаях церкви не приглашали этих Божьих сотрудников, они ехали туда сами для дела Божьего. И это не считалась нарушением автономии церкви.

В данных случаях  и Тит, и Тимофей, и Тихик несли служение как бы блюстителей душ для других церквей; или, как бы мы сказали сегодня, были служителями объединения  церквей, или старшими служителями, или благовестниками, или региональными служителями.

Труд по попечению церквей несли Акила и Прискилла:

Рим.16:3,4: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь».

Тит, будучи греком по рождению (Гал.2:3) был рожден свыше и уверовавши (по-видимому) через служение Апостола Павла (Тит.1:4), был одним из значимых помощников Павла, трудясь как поставленный Павлом представитель в Коринфе (2Кор.2:12,13; 2Кор.7:5-7; 2Кор.8:6-8,16-18;  2Кор.8:23—  «Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова».) и на Крите (Тит.1:4,5). Мы нигде не встречаем, что Тит был пресвитером.  Павел обращается к Титу как к «истинному сыну по общей вере» (Тит.1:4)

Тимофей был пресвитером в Ефесе и был  важным помощником Павла в благовести и в попечении церквей (сегодня во многих братствах избираются благовестники):

2Тим.4:5: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».

1Тим.1:2: «Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего».

2Тим.1:2: «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего».

Флп.2:21,22: «…потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.  А его верность вам известна».

Тихик. был надежным сотрудником Апостола Павла и одаренным  руководителем, поскольку в нескольких случаях он заменял Тита или Тимофея:

2Тим.4:12: «Тихика я послал в Ефес».

Тит.3:12: «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму».

Тихику было поручено доставить Послания Павла к колосянам и ефесянам (Еф.6:21,22)  и Филимону.

То же мы встречаем и в служении  Павла и Варнавы в Деян.14:23: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

Люди, подобные Титу, Тимофею и другим, несли служение ниже Апостолов, но выше, чем обычные пресвитера, отвечающие только за свои церкви. Но они делали дело Господне, как и Апостолы, о чем отмечает Апостол Павел:

1Кор.16:10: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я».

Мы встречаем также в Писании определенные типы служений среди поместных церквей, при которых от церквей избирался представитель, (сегодня мы бы назвали это ответственным за определенное направление в служении) например, на служение сбора пожертвований:

2Кор.8:16-19: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.  Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.  С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,  и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию».

2Кор.8:23,24: «Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова.  Итак, перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».

Уже в первом веке при становлении  церквей в разных городах и регионах тогда было уже не одна, а много церквей, поэтому требовалась координация:

Деян.20:17: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви».

1Кор.16:1: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских».

Гал.1:2: «и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским».

1Кор.16:19: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью».

2Кор.8:1-6: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,  ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель:  они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;  поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело».

Тит.1:5: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал».

Отк.1:4: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его».

Это своеобразные организационные структуры, которые были уже в первом веке, и есть сегодня, их не надо бояться, но они должны строиться для служения Господу в одном духе истины Божьей. Конечно же, при этом оставалась решающей роль поместной церкви.

Бог поставил для Церкви высокие цели, которые не решаются в один день или год:

Еф.4:11-16: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,   к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,  но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,  из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

И это служение Церкви не заканчивается рукоположением служителей, а только начинается. Для достижения этой, поставленной Богом, цели придется принимать благоразумные решения, потому что не все можно описать подробно в Вероучении и Уставе, где даются только принципы. Такие благоразумные решения  должны быть согласованы со Словом Божьим и не противоречить Ему.

При возникновении спорных вопросов о принятии в Церковь язычников, мы читаем в Деян.15:6, что «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела». Они совместно, с участием пресвитеров поместных церквей решали судьбы поместных церквей, образно говоря, на Первом соборе или съезде. После принятия решения о том, что и язычники должны быть в церкви без особых  и затруднительных на то условий иудейского закона, мы читаем об уполномочивании начальствующих между братьями для донесения истин Христовых: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,  написав и вручив им следующее: `Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,  человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно» (Деян.15:22-27).

Посвящение Тимофея на служение было совершено определенными Господом братьями, когда было свидетельство Духа Святого о его даровании через пророчество: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:14).

Апостол Павел рукоположил Тимофея на служение пресвитера: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6).

В Слове Божьем мы находим повеление повиноваться наставникам, уважительно относится к ним и воспринимать служителей как домостроителей тайн Божьих:

Евр.13:17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».

1Кор.4:1-6: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.  От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.   Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.  Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.  Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим».

2Кор.7:12: «Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом».

1Кор.16:10,11: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.   Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями».

Для того чтобы делать совместно Божье дело, церкви должны работать согласованно, в единстве духа, иметь одни цели, одни мысли, и действовать с любовью:

1Кор.1:10: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях».

1Кор.1.6:14: «Все у вас да будет с любовью».

1Пет.3:8: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры».

Рим.12:16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе».

2Кор.13:11: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами».

Флп.2:2-4: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;  ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.  Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других».

1Кор.1:2 «…церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас».