Нидерланды: взгляд изнутри. С. Байдун

Немного истории

До середины 17 века в Нидерландах господствовал католицизм. Страна находилась под оккупацией Испании, чье религиозное влияние было репрессивным по отношению к набиравшим все большее влияние и популярность реформатским течениям. Надо сказать, что реформизм стал проникать в Нидерланды уже с середины 16 века и условно разделялся на радикальный и магистральный. Радикальные реформаторы придерживались принципа полного отделения церкви от государства и исповедывали крещение по вере, во взрослом возрасте (так называемый кредо-баптизм). Такими являлись анабаптисты, чьим ярким представителем был Менно Симонс. Позднее последователи Симонса стали называться менонитами. Радикальный реформизм не получил широкого распространения в Нидерландах из-за сильных гонений со стороны католиков и магистральных реформаторов.

Магистральные реформаторы, в отличие от радикалов, признавали тесную связь между церковью и государством, а так же придерживались крещения младенцев. К таким относились лютеране и кальвинисты. Наибольшее распространение в Нидерландах получил кальвинизм, видным деятелем которого являлся Гидо де Брес. В 1561 году де Брес написал Бельгийское вероучение имевшее целью изложить основные пункты вероисповедания кальвинистов и формализовать сформулировать их отличие от радикальных реформаторов (вероучение было принято Антверпенским синодом в 1566 году).

В это же время в среде самих католиков также появляются заявления о неоходимости внутренней реформы (так называемая католическая контр-реформа, бывшая ответом на движение реформаторов), борьбы с коррупцией среди католических священников, пересмотра существующих доктрин . Одним из выдающихся деятелей контр-реформации католиков был Эразм Роттердамский.

После завоевания независимости от Испании в 1648 году, кальвинизм становится государственной религией. Католическая церковь сохранила свое влияние в южных провинциях страны, однако, после победы реформаторов, официально была запрещена.

В начале 17 века в среде кальвинистских церквей возникает течение арминианцев, получившее название от имени своего вдохновителя, Якова Арминия. Арминий, профессор теологии Ляйденского университета, выступал против учения кальвинистов о безусловном избрании (т.е., что Бог предъизбрал к спасению определенных людей), ограниченном искуплении (т.е., что Бог страдал и умирал только за тех, кого предъизбрал) и непреодолимой благодати (т.е., что человек, который предъизбран Богом, не способен сопротивляться Божьей благодати, так что рано или поздно он все равно ее примет, обретет дар веры и таким образом спасется).

После смерти Арминия в 1609 году, арминианство не исчезло, но напротив, набрало силу, так что в 1618/19 годах реформаторы вынуждены были созвать Синод в Дордрехте, чтобы разрешить назревшее внутри церкви противостояние. После 154 заседаний Синод осудил учение арминианцев и отлучил его последователей от церкви. Многие из его сторонников были репрессированы а другие вынуждены были бежать из страны.

Одним из решений Дордрехтского Синода было принятие реформатской церковью пяти пунктов кальвинизма (известные также под названием «тюльпан» кальвинистов).

Баптистские церкви в Нидерландах появились в начале 17 века. Основоположником голландского баптизма был Джон Смит, англиканский священник, иммигрировавший в Голландию в начале 17 века . Более поздним видным представителем голландского баптизма является Юлиус Кобнер, организатор союза баптистских церквей. Надо сказать, что хотя союз и существует с середины 19 века, он не получил всеобщего принятия со стороны церквей. Большинство баптистских церквей (которых на 1998 год насчитывалось 88) существует самостоятельно, и только небольшое их число входит в состав союза.

Таким образом, с 16 века до 30-х годов 20 века все население Нидерландов практически делилось на кальвинистов и католиков. Остальные христианские конфессии (в основном представители различных течений реформизма) составляли не более 6% населения. По данным министерства статистики (ссылка), до конца 19-го века 100% населения посещало ту или иную христианскую церковь: атеистов и представителей других религий не было.

С начала прошлого века ситуация стала резко изменяться: численность католиков и кальвинистов с каждым годом сокращалась. Особенно остро проблема упадка церквей наблюдается у кальвинистов. Если в конце 19-го века кальвинистами себя считали 55% населения, то в 2008 году только 19%. Такое состояние церкви было основной причиной того что в 2004 году несколько наиболее крупных направлений внутри кальвинизма объединились в единый союз протестантских церквей.

Один комментарий
  1. Очень интересная и познавательная статья!

    Остается пожелать Сергею и его семье крепкой веры на протяжении всего времени пребывания в "Святой земле", что значит в переводе на русский слово "Голландия" - неофициальное название Нидерландов.

Комментирование закрыто