«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» - Кол. 3:16.
Музыкальное служение
Музыкальное служение в церкви играет важную роль и является существенным элементом поклонения Богу и прославления Бога. Христианское песнопение – это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет, подкрепляет дух, вселяет в сердце радость и надежду, утверждает Божии истины, назидает и устремляет к горнему. На протяжении всей истории христианства музыка играла важную роль в поклонении и прославлении Бога, оказывала содействие в духовном возрастании верующих.Слово Божие говорит о том, что верующие люди использовали этот прекрасный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и песен в самых различных жизненных ситуациях.
Мартин Лютер писал: «Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка – это не человеческое изобретение; это – дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием».
Д. Муди отмечает: «Пение почти также может влагать в разум людей Слово Божье, как и проповедь. С того момента, как Господь призвал меня, мое понимание важности выражения хвалы Богу в песне постоянно возрастало».
И. Златоуст, сравнивая мирское и духовное пения, говорит: «Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядочность».
Наконец, Климент Александрийский пишет о том, что христианская душа «изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях и поэтому ни на мгновение не разлучается со своим Богом».
Важным вопросом для любой поместной церкви, вокруг которого идут бурные дискуссии, является вопрос о том, каким должно быть музыкальное служение в церкви, чтобы оно было угодно Богу при поклонении и прославлении. Нашу точку зрения я хочу выразить в следующих основных тезисах:
1. Существует угодная (духовная) и неугодная Богу (мирская) музыка, нейтральной музыки не бывает. Не всякие музыкальные произведения имеют Божественный источник вдохновения.
2. Новозаветная Церковь не должна механически копировать формы поклонения Израиля, т.к. Церкви открыты более высокие духовные истины во Христе.
3. Духовная музыка и духовные песни христиан имеют свои библейские критерии, а именно:
а) источником духовных песнопений является Господь, они рождаются под водительством Святого Духа и исполнены Святым Духом;
б) отражают опыт и переживания духовных людей – детей Божиих, имеющих тесное общение со Христом. И авторы, и исполнители должны быть духовными личностями, а манера исполнения смиренной, кроткой и целомудренной;
в) служат для прославления Бога, а не человека;
г) основаны на Слове Божьем, не противоречат духу Писания, имеют непреходящие ценности, выдерживают проверку временем и наполнены здравого смысла;
д) главенствующая роль принадлежит текстам и словам, которые отражают библейские истины и являются основным элементом назидания, ободрения и прославления, в то время как мелодия и ритм служат вспомогательными элементами, чтобы донести смысл текста и усилить его высказывания;
е) характеризуются благоговением и трепетом, имеют Божественную, а не плотскую радость, несут простоту и сердечность, естественны и гармоничны;
ж) оказывают положительное влияние на слушающих, направляя их к святости и оставлению греха, способствуя единству церкви, поощряя к благодарности Богу, содействуя духовному росту слушателей и выработке угодных Богу черт характера.
4. Истинное поклонение Богу и прославление Бога в христианских церквах должно осуществляться только с помощью духовной музыки, не смешивая ее с мирской.
5. Любая мирская музыка, наряду с харизматической, является каналом проникновения в поместную церковь духа греховного мира, способствует принятию духов-обольстителей.
6. Истинное покаяние и жизнь в Боге требует следования узким путем, оставления греховного прошлого и изменения системы ценностей во всем, включая вопросы музыки.
7. Необходимо поставить надежный заслон для мирской и харизматической музыки в христианских церквах, развивая и укрепляя чистое поклонение в духе и истине.
Духовная и мирская музыка
Духовная музыка – это такой вид исполнительского искусства, который связан с прославлением Бога и поклонением Ему в духе и истине. Подлинная духовная музыка всегда вдохновляется Богом, создается духовной личностью или иной в моменты духовного озарения и исполняется духовной личностью или коллективом. Она гармонична, побуждает душу человека приближаться к Богу, возвышает над грехом и способствует очищению, примиряет с самим собой и ближними, облегчает скорби, согревает сердце небесной любовью, влагает в него благие намерения, располагает нашу волю к добру, умиротворяет в Господе, т.е. выполняет воспитательную роль. Ее основная цель – славить Бога.
Необходимо понимать, что духовное творчество не должно терять свой Богоцентричный характер, т.к. является неотъемлемой частью богослужения и жизни церкви, оно выражает нашу благодарность, славословие и благоговение, отражает нашу духовную жизнь и основы вероучения.
Духовная музыка, в особенности духовное пение, по содержанию песнопений, по мотивам и воздействию на людей стоит гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского вида исполнительства. Это связано с тем, что способность к пению – отличительное свойство природы разумных существ – людей и ангелов, когда пение совместно с речью служит для них средством к выражению богопочитания и поклонения.
В понимании духовной музыки существует два основных заблуждения:
- всякая музыка является Божьим даром, поэтому всякая музыка славит Господа;
- искренность и духовный текст свидетельствуют о духовности музыки.
Одним из основных методов преподнесения мирской музыки при либеральном поклонении в церквах является попытка красоваться перед людьми, любоваться собой и пением больше, чем созерцанием Божьей красоты и благоговением перед Его святостью.
Недостаточно в вопросах музыкального поклонения и прославления одной искренности. Бога всегда нужно славить искренним сердцем, но только этого мало, нужно еще выполнять требования истинности, т.к. поклонение должно быть в «духе и истине» - Ин. 4:24.
О подлинной духовности музыки можно также судить на основании того, с какой точностью она передает природу Божьего творения, Его откровения, выраженные в Священном Писании, творчестве духовных авторов. Один христианский поэт так говорит о духовном искусстве:
«Плохое искусство – это неточное искусство. Искусство, передающее неправду, когда художник фальшиво передает сущность Бога, добра и зла, той силы, с которой он верит или не верит во что бы то ни было; если художник фальшиво передает все это, то этот художник лжет. Под хорошим искусством я подразумеваю искусство, несущее истинное свидетельство, искусство, обладающее максимальной точностью».
Сегодня особенно не может не беспокоить проникновение мирского исполнительства и мировоззрения в сферу музыкального служения евангельских церквей, потому что в большинстве случаев такая музыка - не что иное, как умышленное искажение принятых закономерностей, служащих для выражения Божественной и вечной красоты. Тем самым наносится вред морально-психической природе души и исполнителей и слушателей.
При возникновении различных мнений по поводу музыкального служения в церкви полезно, на мой взгляд, задавать себе несколько вопросов: что извлекают люди для своих душ из нашего музицирования, возрастают ли они духовно при таком виде исполнительства, что было бы с церковью, если бы все стали петь, играть и слушать то же, что и я, какова основная цель моих действий и служит ли она прославлению Господа? Необходимо помнить, что молитвенный дом не концертный зал, кафе или клуб по интересам, а дом Божий, куда люди приходят для поклонения Богу в духе и истине и, выходя откуда, должны нести свидетельство о Христе не в искаженном, придуманном виде, а как дети Царя всех Царей, Святого, Вечного, Праведного Небесного Отца.
Критерии и принципы оценки
Итак, в церквах должна звучать только духовная музыка, выбор которой необходимо осуществлять по принципу несхожести с мирской музыкой. Она также не должна ассоциироваться с поведением людей в греховном мире. Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, потому что мы – Его представители на этой земле.
Библия дает нам общие принципы оценки всего того, что может происходить в поместной церкви сегодня, в том числе и в музыкальном служении:
1. «Испытывайте духов, от Бога ли они» - 1Ин. 4:1
Не все, что появляется в церкви с видом Божественного и духовного является таковым. Необходимо трезво и бдительно проверять на прочность все то, что выдает себя за духовное.
2. «По плодам их узнаете их» - Мф. 7:16
Какой плод приносит выбор песен, как они воздействуют на верующих? Какое духовное влияние они оказывают на тех, кто их поет и слушает?
3. «Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» - Иак.3:12
Если разрушительное влияние исходит из определенного источника, я должен сделать вывод, что вся вода этого источника отравлена и мне следует его сторониться.
4. «Не может… дерево худое приносить плоды добрые» - Мф. 7:18.
Даже если я сегодня еще не вижу испорченность мирской или харизматической песни, мне следует сторониться и отвергать ее, если я вижу поврежденный источник ее происхождения.
Ответственность
Сохранение чистоты музыкального служения в церкви – это ответственность пастора и служителей. Именно они призваны быть блюстителями душ, оберегая их от засорения греховным миром. Роль служителя церкви в формировании вкуса и музыкального взгляда особенно велика, он не должен идти на компромисс в вопросах музыки под давлением членов церкви, необходимости роста численности церкви или других обстоятельств.
Чрезвычайно важное значение имеет правильное музыкальное воспитание детей. Сегодня наблюдается опасные тенденции, когда в воскресных школах, детских христианских лагерях детей питают недуховной музыкой, закладывая неразборчивость и безвкусие в музыкальных предпочтениях. Необходимо очень тщательно подходить к детскому репертуару, прививая эталон с самого раннего возраста, особенно в христианских семьях. В семье таковыми блюстителями духовной чистоты для детей являются родители, в особенности отец, чей авторитет, образ жизни и ценности в первую очередь формирует правильное библейское мировоззрение детей, в особенности мальчиков, как будущих потенциальных служителей.
Музыкальное служение, подбор репертуара имеют большое влияние на духовное состояние церкви.
Необходимо поставить прочный заслон для проникновения в церкви лжехристианской музыки через принятие твердой позиции пастырей и служителей; через бодрствование христиан вне церкви и исключения любого воздействия такой музыки через прежние привычки; через тщательное продумывание, формирование и контроль за музыкальными программами на различных духовных мероприятиях (конференциях, евангелизациях, молодежных слетах, брачных пирах и т.п.).
Конечно же, одними запретами далеко не уйдешь. Важно поощрять среди братьев и сестер духовное творчество – создание духовной поэзии и музыки. Христиане не должны быть противниками нового, угодного Господу, христиане должны быть противниками проникновения мирского в церковь. Важно не только давать отпор мирскому проникновению, но и давать здоровую альтернативу, при этом не забывая все то доброе и чистое, что было создано предыдущими поколениями верующих.
Понимая всю степень важности духовной чистоты музыкального служения в поместных церквах, на протяжении многих лет мы старались отстаивать евангельские позиции в вопросах музыкального поклонения и прославления Господа. Для этого была создана первая в бывшем СССР официальная детская благотворительная музыкальная школа «Гармония», собравшая ведущие музыкальные преподавательские силы церкви «Пробуждение» г. Минска. Благодаря плодотворному труду преподавателей-музыкантов были организованы регентские курсы, подготовившие музыкальных работников для поместных церквей, издательство нот и аудиозаписей, постепенно накапливался теперь уже довольно обширный репертуар для различных составов исполнителей, созданный более 10 евангельскими композиторами Объединения.
Проведение различных музыкальных семинаров в Беларуси, России, Украине, Молдове, Казахстане и Германии стали дополнительным стимулом для создания целого музыкального направления, целью которого сегодня является защита, сохранение и умножение духовного наследия евангельских песнопений и музыки.
Важно открывать для приходящих в церкви людей те сокровища духовного музыкального наследия, которые бы возвышали дух и направляли к горнему наши сердца. А для этого надо любить Бога, искать Божьего, стремиться к святости и чистоте, служить в искренности и простоте сердца, твердо сохраняя истины Божьего Слова.
Постоянно получая просьбы от братьев и сестер из разных стран о пополнении репертуара, мы приняли решение о размещении накопленного нами музыкального материала для свободного доступа и загрузки на нашем сайте.
Единственным условием является использование нашего ресурса для служения и прославления Господа, а не для коммерческих целей.
Пусть Господь благословит музыкальный труд каждой церкви и каждой живой души, рожденной от Духа Святого и призванной славить Его Святое Имя.
Казакевич Ю.
О музыке в церкви
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» - Кол. 3:16.
Музыкальное служение
Музыкальное служение в церкви играет важную роль и является существенным элементом поклонения Богу и прославления Бога. Христианское песнопение – это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет, подкрепляет дух, вселяет в сердце радость и надежду, утверждает Божии истины, назидает и устремляет к горнему. На протяжении всей истории христианства музыка играла важную роль в поклонении и прославлении Бога, оказывала содействие в духовном возрастании верующих.Слово Божие говорит о том, что верующие люди использовали этот прекрасный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и песен в самых различных жизненных ситуациях.
Мартин Лютер писал: «Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка – это не человеческое изобретение; это – дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием».
Д. Муди отмечает: «Пение почти также может влагать в разум людей Слово Божье, как и проповедь. С того момента, как Господь призвал меня, мое понимание важности выражения хвалы Богу в песне постоянно возрастало».
И. Златоуст, сравнивая мирское и духовное пения, говорит: «Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядочность».
Наконец, Климент Александрийский пишет о том, что христианская душа «изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях и поэтому ни на мгновение не разлучается со своим Богом».
Важным вопросом для любой поместной церкви, вокруг которого идут бурные дискуссии, является вопрос о том, каким должно быть музыкальное служение в церкви, чтобы оно было угодно Богу при поклонении и прославлении. Нашу точку зрения я хочу выразить в следующих основных тезисах:
1. Существует угодная (духовная) и неугодная Богу (мирская) музыка, нейтральной музыки не бывает. Не всякие музыкальные произведения имеют Божественный источник вдохновения.
2. Новозаветная Церковь не должна механически копировать формы поклонения Израиля, т.к. Церкви открыты более высокие духовные истины во Христе.
3. Духовная музыка и духовные песни христиан имеют свои библейские критерии, а именно:
а) источником духовных песнопений является Господь, они рождаются под водительством Святого Духа и исполнены Святым Духом;
б) отражают опыт и переживания духовных людей – детей Божиих, имеющих тесное общение со Христом. И авторы, и исполнители должны быть духовными личностями, а манера исполнения смиренной, кроткой и целомудренной;
в) служат для прославления Бога, а не человека;
г) основаны на Слове Божьем, не противоречат духу Писания, имеют непреходящие ценности, выдерживают проверку временем и наполнены здравого смысла;
д) главенствующая роль принадлежит текстам и словам, которые отражают библейские истины и являются основным элементом назидания, ободрения и прославления, в то время как мелодия и ритм служат вспомогательными элементами, чтобы донести смысл текста и усилить его высказывания;
е) характеризуются благоговением и трепетом, имеют Божественную, а не плотскую радость, несут простоту и сердечность, естественны и гармоничны;
ж) оказывают положительное влияние на слушающих, направляя их к святости и оставлению греха, способствуя единству церкви, поощряя к благодарности Богу, содействуя духовному росту слушателей и выработке угодных Богу черт характера.
4. Истинное поклонение Богу и прославление Бога в христианских церквах должно осуществляться только с помощью духовной музыки, не смешивая ее с мирской.
5. Любая мирская музыка, наряду с харизматической, является каналом проникновения в поместную церковь духа греховного мира, способствует принятию духов-обольстителей.
6. Истинное покаяние и жизнь в Боге требует следования узким путем, оставления греховного прошлого и изменения системы ценностей во всем, включая вопросы музыки.
7. Необходимо поставить надежный заслон для мирской и харизматической музыки в христианских церквах, развивая и укрепляя чистое поклонение в духе и истине.
Духовная и мирская музыка
Духовная музыка – это такой вид исполнительского искусства, который связан с прославлением Бога и поклонением Ему в духе и истине. Подлинная духовная музыка всегда вдохновляется Богом, создается духовной личностью или иной в моменты духовного озарения и исполняется духовной личностью или коллективом. Она гармонична, побуждает душу человека приближаться к Богу, возвышает над грехом и способствует очищению, примиряет с самим собой и ближними, облегчает скорби, согревает сердце небесной любовью, влагает в него благие намерения, располагает нашу волю к добру, умиротворяет в Господе, т.е. выполняет воспитательную роль. Ее основная цель – славить Бога.
Необходимо понимать, что духовное творчество не должно терять свой Богоцентричный характер, т.к. является неотъемлемой частью богослужения и жизни церкви, оно выражает нашу благодарность, славословие и благоговение, отражает нашу духовную жизнь и основы вероучения.
Духовная музыка, в особенности духовное пение, по содержанию песнопений, по мотивам и воздействию на людей стоит гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского вида исполнительства. Это связано с тем, что способность к пению – отличительное свойство природы разумных существ – людей и ангелов, когда пение совместно с речью служит для них средством к выражению богопочитания и поклонения.
В понимании духовной музыки существует два основных заблуждения:
- всякая музыка является Божьим даром, поэтому всякая музыка славит Господа;
- искренность и духовный текст свидетельствуют о духовности музыки.
Одним из основных методов преподнесения мирской музыки при либеральном поклонении в церквах является попытка красоваться перед людьми, любоваться собой и пением больше, чем созерцанием Божьей красоты и благоговением перед Его святостью.
Недостаточно в вопросах музыкального поклонения и прославления одной искренности. Бога всегда нужно славить искренним сердцем, но только этого мало, нужно еще выполнять требования истинности, т.к. поклонение должно быть в «духе и истине» - Ин. 4:24.
О подлинной духовности музыки можно также судить на основании того, с какой точностью она передает природу Божьего творения, Его откровения, выраженные в Священном Писании, творчестве духовных авторов. Один христианский поэт так говорит о духовном искусстве:
«Плохое искусство – это неточное искусство. Искусство, передающее неправду, когда художник фальшиво передает сущность Бога, добра и зла, той силы, с которой он верит или не верит во что бы то ни было; если художник фальшиво передает все это, то этот художник лжет. Под хорошим искусством я подразумеваю искусство, несущее истинное свидетельство, искусство, обладающее максимальной точностью».
Сегодня особенно не может не беспокоить проникновение мирского исполнительства и мировоззрения в сферу музыкального служения евангельских церквей, потому что в большинстве случаев такая музыка - не что иное, как умышленное искажение принятых закономерностей, служащих для выражения Божественной и вечной красоты. Тем самым наносится вред морально-психической природе души и исполнителей и слушателей.
При возникновении различных мнений по поводу музыкального служения в церкви полезно, на мой взгляд, задавать себе несколько вопросов: что извлекают люди для своих душ из нашего музицирования, возрастают ли они духовно при таком виде исполнительства, что было бы с церковью, если бы все стали петь, играть и слушать то же, что и я, какова основная цель моих действий и служит ли она прославлению Господа? Необходимо помнить, что молитвенный дом не концертный зал, кафе или клуб по интересам, а дом Божий, куда люди приходят для поклонения Богу в духе и истине и, выходя откуда, должны нести свидетельство о Христе не в искаженном, придуманном виде, а как дети Царя всех Царей, Святого, Вечного, Праведного Небесного Отца.
Критерии и принципы оценки.
Итак, в церквах должна звучать только духовная музыка, выбор которой необходимо осуществлять по принципу несхожести с мирской музыкой. Она также не должна ассоциироваться с поведением людей в греховном мире. Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, потому что мы – Его представители на этой земле.
Библия дает нам общие принципы оценки всего того, что может происходить в поместной церкви сегодня, в том числе и в музыкальном служении:
1. «Испытывайте духов, от Бога ли они» - 1Ин. 4:1
Не все, что появляется в церкви с видом Божественного и духовного является таковым. Необходимо трезво и бдительно проверять на прочность все то, что выдает себя за духовное.
2. «По плодам их узнаете их» - Мф. 7:16
Какой плод приносит выбор песен, как они воздействуют на верующих? Какое духовное влияние они оказывают на тех, кто их поет и слушает?
3. «Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» - Иак.3:12
Если разрушительное влияние исходит из определенного источника, я должен сделать вывод, что вся вода этого источника отравлена и мне следует его сторониться.
4. «Не может… дерево худое приносить плоды добрые» - Мф. 7:18.
Даже если я сегодня еще не вижу испорченность мирской или харизматической песни, мне следует сторониться и отвергать ее, если я вижу поврежденный источник ее происхождения.
Ответственность.
Сохранение чистоты музыкального служения в церкви – это ответственность пастора и служителей. Именно они призваны быть блюстителями душ, оберегая их от засорения греховным миром. Роль служителя церкви в формировании вкуса и музыкального взгляда особенно велика, он не должен идти на компромисс в вопросах музыки под давлением членов церкви, необходимости роста численности церкви или других обстоятельств.
Чрезвычайно важное значение имеет правильное музыкальное воспитание детей. Сегодня наблюдается опасные тенденции, когда в воскресных школах, детских христианских лагерях детей питают недуховной музыкой, закладывая неразборчивость и безвкусие в музыкальных предпочтениях. Необходимо очень тщательно подходить к детскому репертуару, прививая эталон с самого раннего возраста, особенно в христианских семьях. В семье таковыми блюстителями духовной чистоты для детей являются родители, в особенности отец, чей авторитет, образ жизни и ценности в первую очередь формирует правильное библейское мировоззрение детей, в особенности мальчиков, как будущих потенциальных служителей.
Музыкальное служение, подбор репертуара имеют большое влияние на духовное состояние церкви.
Необходимо поставить прочный заслон для проникновения в церкви лжехристианской музыки через принятие твердой позиции пастырей и служителей; через бодрствование христиан вне церкви и исключения любого воздействия такой музыки через прежние привычки; через тщательное продумывание, формирование и контроль за музыкальными программами на различных духовных мероприятиях (конференциях, евангелизациях, молодежных слетах, брачных пирах и т.п.).
Конечно же, одними запретами далеко не уйдешь. Важно поощрять среди братьев и сестер духовное творчество – создание духовной поэзии и музыки. Христиане не должны быть противниками нового, угодного Господу, христиане должны быть противниками проникновения мирского в церковь. Важно не только давать отпор мирскому проникновению, но и давать здоровую альтернативу, при этом не забывая все то доброе и чистое, что было создано предыдущими поколениями верующих.
Понимая всю степень важности духовной чистоты музыкального служения в поместных церквах, на протяжении многих лет мы старались отстаивать евангельские позиции в вопросах музыкального поклонения и прославления Господа. Для этого была создана первая в бывшем СССР официальная детская благотворительная музыкальная школа «Гармония», собравшая ведущие музыкальные преподавательские силы церкви «Пробуждение» г. Минска. Благодаря плодотворному труду преподавателей-музыкантов были организованы регентские курсы, подготовившие музыкальных работников для поместных церквей, издательство нот и аудиозаписей, постепенно накапливался теперь уже довольно обширный репертуар для различных составов исполнителей, созданный более 10 евангельскими композиторами Объединения.
Проведение различных музыкальных семинаров в Беларуси, России, Украине, Молдове, Казахстане и Германии стали дополнительным стимулом для создания целого музыкального направления, целью которого сегодня является защита, сохранение и умножение духовного наследия евангельских песнопений и музыки.
Важно открывать для приходящих в церкви людей те сокровища духовного музыкального наследия, которые бы возвышали дух и направляли к горнему наши сердца. А для этого надо любить Бога, искать Божьего, стремиться к святости и чистоте, служить в искренности и простоте сердца, твердо сохраняя истины Божьего Слова.
Постоянно получая просьбы от братьев и сестер из разных стран о пополнении репертуара, мы приняли решение о размещении накопленного нами музыкального материала для свободного доступа и скачивания на нашем сайте.
Единственным условием является использование нашего ресурса для служения и прославления Господа, а не для коммерческих целей.
Пусть Господь благословит музыкальный труд каждой церкви и каждой живой души, рожденной от Духа Святого и призванной славить Его Святое Имя.
Казакевич Ю.