О музыке в церкви

И арфа у финикян потеряла скоро свое древнее музыкальное значение и достоинство вследствие того, что она сделалась излюбленным инструментом тирийских гетер. Также в высшей степени должно казаться нам странным, что финикийцы, в противоположность своему обычному направлению в музыке и особенно своей склонности способствовать звуками возбуждению отуманения от эротических и вакханальных чувств, в то же время почитаются авторами уже известных нам полных скорби жалобных песен о смерти прекрасного Адониса… Как у финикиян, так у фригийцев и мидийцев, мягкая усыпляющая музыка флейты была главным элементом их музыкального искусства и прививалась особенно в их культе Адониса. У всех этих народов мы находим рельефы и изображения женщин и девушек, играющих на различных инструментах, а также известных уже нам рукоплещущих певиц и танцующих с тимпанами юношей и девушек» [159].

Израильтяне были Божьим народом, и во всех религиозных воззрениях они были выше языческих народов, хотя и имели иногда отклонения в следовании за Богом. Профессор Э. Науман отмечает: «И если вера евреев требовала почитания всего в духе и правде, а потому и углубления и сосредоточения нравственного человека, то и музыка не является искусством наружного, но внутреннего; она дает невыразимому словом сознанию Божественного голос и выражение, и ее материал, звучащий в воздухе тон, — наиболее свободны от всего вещественного и наиболее одухотворены в области всего искусства…Только глубокими внутренними отношениями между таким искусством и такой религией объясняется то, что музыка у израильтян достигла своего высшего процветания во всей древности. И отношения музыки израильтян к их государству, точно так же, как и ко всему их самосознанию и национальной культуре, должны были быть глубже, чем у какого-либо другого народа древности. Действительно, если мы видим, что даже у народов, имевших менее звучную и чистую веру, музыка связана с богослужением и развивается из него, то насколько сильнее и глубже должна была быть подобная связь музыкального искусства с верой и всей вообще народной культурой у нации, управление и законодательство которой срослись совершенно с ее богослужением! Государство евреев было теократическим, т.е. государство Бога, в котором Сам Иегова был Царем, и светская верховная власть имела лишь постольку значение, поскольку она могла снискать себе милость в глазах Всевышнего… Наряду с храмовыми хорами, Давид и Соломон основывали также союзы музыкантов, члены которых предназначались к исполнению светской музыки. О том, что они в позднейшее время подверглись различному художественному и нравственному вырождению, мы узнаем от пророка Исаии, когда он восклицает: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра, и гусли, тимпан и свирель на пиршествах их; а на дело Господа они не взирают, и о деянии рук Его не помышляют» (Ис.5:11,12). Или у пророка Амоса: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаши вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам.6:4-7)… В лице царя Давида проявилась лучше всего как лирическая поэзия евреев, так и их музыкальное дарование. Искусный в музыке царственный поэт, стоявший значительно выше того уровня, на котором вообще находилась музыка в его время, испытал уже на себе самом облегчающую силу пения и убедился при этом, что стесненное и удрученное состояние духа человека, просящего прощения у Бога за совершенное преступление, или же радостное настроение, когда хочется прославить величие и славу Создателя, — все эти чувства находят соответствующие себе выражения в музыке и в духовной песне» [159].

Совсем новый период в истории ветхозаветной музыки для Господа начался с установлением Давидом музыкального служения левитов в Храме. Его началом было торжественное перенесение Ковчега Завета (1Пар.15). После этого музыкальное служение было упорядочено, и музыка перешла в точно установленное служение левитских семей, которые должны были постоянно возносить Богу славу песнопениями в Святыне в Иерусалиме, а со времени Соломона — в Храме (1Пар.16:4-7; 1Пар.23:25-32; 1Пар.25:1-31; 2Пар.7:6). Певцы и музыканты для поклонения в Храме избирались из колена Левия. Царь Давид провел перепись среди левитов и из 38000 человек в возрасте от 30 лет выбрал 4000 музыкантов, которым были даны конкретные поручения (1Пар.23:3-32; 1Пар.25:1-7). Потом певцов поделили на 24 группы, по 12 человек в каждой, и они по очереди участвовали в служении (1Пар.24:4-18). Певец допускался в хор левитов в возрасте 30 лет после пятилетнего обучения. Певцы служили в хоре с 30 до 50 лет и были людьми, посвященными полностью своему служению. Левиты могли выполнять и другие обязанности, связанные с богослужением, но певцы освобождались от всего прочего и должны были заниматься своей подготовкой и служением:

1Пар.9:32,33 «Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу.