О музыке в церкви

Псалмы — это пение истинных слов Писания. Пение псалмов было, скорее всего, заимствовано из синагоги, и можно предположить, что стиль исполнения псалмов ранние христиане переняли у иудеев. Н.Р. Антонов в своем исследовании пишет: «С первыми словами для пения — ветхозаветными псалмами, первые христиане (из евреев) заимствовали и ветхозаветные напевы. Но впоследствии, после и по мере соприкосновения с греческим и восточно-сирийским наследием, христианское пение восприняло нечто из греческих и сирийских напевов, которые по своей строгости и величию соответствовали христианскому богослужению. Однако в отличие от греческого пения, носившего метрический и речитативный характер, христианское пение приобрело характер мелодический, рассчитанный на строгое подчинение мелодии смыслу и тексту слов. В отличие от еврейского и греческого пения, сопровождавшегося аккомпанементом музыкальных инструментов, древнехристианское пение сделалось только голосовым (вокальным). Наконец, в отличие от драматизированного еврейского и греческого пения, проникнутого выражением тоски и отчаяния ввиду сознания греховности пред Богом (в еврейском пении), страха и ужаса пред беспощадным роком (в языческом греческом пении), древнехристианское пение приобрело характер спокойного умиления и сыновней преданности Христу Спасителю, Победителю смерти и Искупителю» [166]. Итак, исполнение псалмов в Церкви включало в себя пение ветхозаветных псалмов из книги Псалтырь и некоторых произведений, сочиненных по образцу псалмов, включающие в себя хваление, прошение, благодарение, плач, уверенность, мудрость, провозглашение. Псалмы — это положенные на музыку ветхозаветные стихи

Славословия, или гимны — это музыкальные произведения, непосредственно возносящие хвалу и славу Богу словами поэтов, погруженных в Божье Слово. Августин (354–430) дает такое определение гимна: «Гимн — это песня, содержащая хвалу Богу. Если вы славите Бога, но не поете, то это не гимн. Если вы восхваляете что-либо, не подкрепляющее славу Бога, и даже при этом поете, это тоже не гимн. Следовательно, гимн содержит три элемента: пение, хвалу и Бога» [160]. Славословия — это поэтические произведения, созданные по образцу псалмов, но восхваляющие Христа. Главная идея в гимнах — хвала Богу. Славословия составлены по образцу псалмов Ветхого Завета, но в них звучит уверенность в спасении, которое дает Христос, и надежда на Его Пришествие. Гимны из Евангелия от Луки стали широкоизвестными, потому что были закреплены в богослужении ранней Церкви. Это — песнь Марии «Величит душа Моя Господа» (в латинской версии Magnificat — Лк.1:46-55); песнь Захарии «Благословен Господь Бог Израилев» (Benedictus — Лк. 1:67-79); песнь Симеона «Ныне отпускаешь» (Nuns Dimittis — Лк. 2:29-32). Слова других христианских гимнов содержатся в 1Пет.1:3-5; 1Тим.3:16; Флп.2:6-11). Гимны сегодня исполняются в церквах общим пением, хором. Гимны должны быть всегда наполнены смыслом, а поющие должны хорошо понимать, что поют и дисциплинированно размышлять об идеях гимна. В то же время гимн не должен быть настолько сложным, чтобы его не смогла спеть церковь, но должен быть подобен народной песне, которую могут исполнить и те, которые не имеют специального музыкального образования. Мы поем в церквах гимны общим пением, хором, исполняем соло, дуэты и т.п.

Духовные песнопения — это поэтические произведения на духовные темы, которые не адресуются непосредственно Богу, а отражают опыт и переживания духовных личностей, выражают личные чувства перед Богом. Духовные песни — это песни, передающие личный опыт, приобретенный в следовании за Господом. В. Металлов дает такую характеристику духовным песням ранней Церкви: «Песни духовные представляют собой уже новый род духовно-музыкального творчества юной христианской Церкви как духовный плод чудесного благодатного воздействия Духа Святого на душу верующих» [120]. Духовные песни немногим отличаются от псалмов и славословий. Они могут быть и не обращены непосредственно к Богу, и чаще выражают личные переживания человека. Духовные песнопения, по-видимому, были песнями свидетельства, что относит их к обширной категории, включающей любое музыкальное выражение духовной истины.

В наше время, например, мы могли бы классифицировать содержание Пс.22 как псалма; произведение «Мой Бог — скала» — как гимна; а «Любовь Христа» — как духовного песнопения.

Важное значение имеет общее пение в церкви. Был достаточно сложный период в истории Церкви (более 1000 лет, примерно с 500 г. до 1500 г.), когда в ней не было общего песнопения. С возвращением в христианские церкви Библии в период Реформации в них вернулось и общее пение. Там, где есть живая и истинная вера, там Божий Дух влагает духовное песнопение в сердца верующих.