О музыке в церкви

Жан Кальвин (1509-1572) особое внимание уделял псалмам из Псалтири. Он настаивал на «простом и чистом пении Господней хвалы, ибо там, где нет содержания, нет и смысла. Она должна идти от сердца и из уст, причем на простом языке». Кальвин не приветствовал инструментальную музыку [119].

И.С. Бах (1685-1750) выдвигает на первое место прославление Бога музыкой. Он пишет: «Целью и изначальной причиной всякой музыки должно быть не что иное, как прославление Бога и освобождение сознания. Там, где этого нет, не будет истинной музыки, а только дьявольское бормотание» [174]. В музыке Баха идеально сочетаются духовное, величественное и эмоциональное. Она несет красоту вечных и непреходящих истин: Божественное совершенство, горести и радости человечества, стремящегося найти мир в Боге. Вот что сказано об И.С. Бахе в одной из статей: «Ни до, ни после Баха музыкальная мысль не возносилась так высоко и не достигала такого слияния с Духом Божьим. Музыку Баха по ее воздействию можно сравнить с плугом, который переворачивает пласты нашей души, глубоко вспахивая ее и подготовляя для восприятия благодатного зерна — Слово Божьего…Личная вера Баха была очень твердой, его религиозные убеждения глубоко коренились в учении Лютера, которому он оставался верен в течение всей жизни. На титульных листах своих партитур Бах ставил буквы II, которые означали: «Иисус, помоги!», или SDG (Soli Deo Gloria) — одному Богу слава... Созданные им великие творения впоследствии принесли ему всемирное признание. Среди них: «Страсти по Матфею», «Магнификат», «Высокая месса», «Страсти по Иоанну»…Всем своим творчеством, каждым звуком Бах прославлял величие Божье, Его премудрость и любовь» [175].

Джон Уэсли (1703–1791) настаивал на том, чтобы музыка гимнов была доступна всем, и чтобы ее мог петь каждый. О серьезности подхода Уэсли к музыкальному служению в церкви говорят его «Правила пения в методистских церквах»:

«1. Разучите мелодию.

2. Пойте по нотам.

3. Пойте все. Если это ваш крест, возьмите его, и он станет вашим благословением.

4. Пойте с воодушевлением, смело.

5. Пойте скромно, не кричите.

6. Пойте со всеми. Не затягивайте и не забегайте вперед.

7. Более всего, пойте духовно. Взирайте на Бога, произнося каждое слово. Стремитесь угодить Ему больше, нежели себе или кому бы то ни было. Для этого постоянно вдумывайтесь в смысл того, что вы поете, и следите за тем, чтобы ваши мысли не уносились вдаль вместе с мелодией, а постоянно возносились к Богу» [119; 122].

Джон Уэсли был непримирим по отношению к антемам. Они содержали, по его словам, «тщетные повторы»: «Столь частое повторение одних и тех же слов (особенно когда другие повторяют совсем другой текст — ужасная ошибка, от которой страдает вся современная музыка) есть насмешка над здравым смыслом и поэтому неизбежно приводит к формализму» [176].

Наиболее значительные отклонения в музыкальном служении в церквах началось во второй половине 20-го века, когда мирская поп-культура начала интенсивно проникать в церкви при попустительстве либерально настроенных служителей. Общую озабоченность духовной ситуацией в вопросе музыки и поклонения ясно выразил А. Тоузер (1897–1963): «Мне кажется, что никогда еще поклонение Богу не находилось в таком упадке. Во многих церквах искусство поклонения полностью утрачено, и на смену ему пришла чужеродная «программа». Это слово, позаимствованное у эстрады, теперь обозначает общие собрания, которые почему-то считаются поклонением Богу… Большинство песен на богослужениях скорее исполнены романтики, нежели Святого Духа. И слова, и музыка призваны возбудить в нас чувственность (распутство, полное похоти). Ко Христу большинство обращается фамильярно, и это свидетельствует о том, что люди не понимают, Кто Он. О нет, это — не благоговейная близость поклоняющегося святого, это — неподобающая фамильярность плотского обожателя» [177].