О музыке в церкви

А если по Слову Божьему такое отделение существует, то оно существует во всех сферах жизни, в том числе и в музыке. Важно понимать, что дебаты на эту тему следует проводить не в культурно-гуманистических рамках, а строго на духовной библейской основе. В противном случае все сведется к расхожей либеральной идее: «Ты думаешь так, а я думаю иначе, будем уважать мнение друг друга». А Библия во все времена учила, что народ Божий и его богослужебная практика радикально отличаются от мира и всего мирского» [156].

Когда композитор пишет музыку, он выражает в ней свой внутренний мир. Музыка исходит изнутри композитора. Е.С. Гончаренко пишет: «Рождаясь в душе, песня затем ищет свою особую, единственную дорогу к сердцам многих, несет с собой особое переживание, увлекает, объединяет… Композитор активно выстраивает ноты в музыкальный текст, выражая свое мироощущение, а опытный композитор — и мировоззрение. Это мировоззрение может быть близко нам, а может быть и чуждо» [157]. Музыка выражает внутренний мир того, кто ее пишет. Она своеобразным языком звуков выражает мировоззрение автора. Музыка — это источник внутренне мотивированной информации. Структура ее языка выступает как структура определенной модели мира и модели миросозерцания автора. Мировоззрение композитора складывается из его понятий, отношений, взглядов. Затем композитор выбирает музыкальные средства, наиболее подходящие для выражения его чувств и идей. Музыка, которую мы слушаем, формирует наш внутренний мир. Постепенно под воздействием музыки формируется мировоззрение. Поэтому очень важно наблюдать за тем, что мы слушаем. «Через вдохновенные гимны можно научить великому богословию и изумительной истине. Но через плохую религиозную музыку можно также передать ложную доктрину и компромисс», — отмечает Ч. Крэбтри [158].

Можем ли мы относиться к музыке как нейтральной при такой степени ее влияния на человека?

После грехопадения далеко не всякая музыка угодна Богу. Если Бог является Автором всего прекрасного, то сатана превращает Божию красоту в подделку, вводит в совершенную Божью гармонию фальшивые ноты сомнения, недоверия, непослушания, гордости и бунта.

Уже первое упоминание о музыке в Ветхом Завете встречается во враждебно настроенном к Богу роду Каина, к которому принадлежал Иувал. Об Иувале сказано: «Он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт.4:21). Его отец Ламех был убийцей: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт.4:23). Таким образом, земная инструментальная музыка берет свое начало не от Господа, но является изобретением сынов Каина. Древняя инструментальная музыка служила главным образом аккомпанементом в языческих культовых танцах, а блудницы раньше были, как правило, и танцовщицами. Задачей такой музыки было ввести участвующих в экстаз. В Римской империи существовала действующая на плоть так называемая вакхическая музыка. Даже языческий Римский сенат в 186 году до Р.Х. запретил организовывать вакханалии, но они так и не прекратились в действительности. Вакханалиями назывались гуляния в честь языческого бога вина, виноделия и веселья Вакха (Бахус, или Дионис). Эти гуляния через несколько часов после начала приобретали характер дикого разгула, оргии. Центральное место в вакханалии занимала языческая музыка. Музыка, как это следует из Ветхого Завета, служила язычеству и использовалась для развлечения. Такой мы находим ее в Тире: «И прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен» (Иез.26:13). Такой суд предрек Господь над Тиром. Кроме того, музыка служила грешному возбуждению плотских чувств и способствовала прелюбодеянию. Такой она описана у оставленной блудницы и в ее песнях:

Ис.23:16 «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, чтобы вспомнили о тебе».

Мы видим, что музыка находится под судом Божьим за грех, которому она служила, будучи неугодной Богу. Пророк Исаия так говорит о падении Вавилона:

Ис.14:11 «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой». Слова «со всем шумом твоим» в еврейском оригинале звучат как «звуки набла», т.е. звуки громкой музыки.