О музыке в церкви

Выбор стиля музыки должен исходить из того, что угодно Богу для поклонения, а не из того, что угодно человеку, ибо такое поклонение является человекоцентричным, а не богоцентричным. Либеральное направление придерживается не принципа угождения Богу, а принципа приведения музыки в соответствие со вкусами людей, которых желают, во что бы то ни стало и любым путем, привлечь в церковь. Вот что пишет Рик Уорнер: «Приводите музыку в соответствие со вкусами людей, которых Бог желает, чтобы привлекла ваша церковь. Церкви нужно конкретно признать, что нет конкретного «духовного» стиля музыки. Музыку освящает звучащее в ней Слово. Музыка — это ничто иное, как гармония нот и ритма; духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как «христианская музыка», есть лишь христианская лирика…Седлбек — это безвозвратно церковь современной музыки. Нас часто называют в прессе «овцами, которые любят рок»…Впервые в истории существует универсальный музыкальный стиль, который можно услышать в каждой стране. Он называется современный поп-рок» [135]. Не удивительно, что влиянию такого «гимнастического» пения подвержены все возрасты. Рик Уорнер пишет с нескрываемой радостью об «успехе» такой музыки: «Недавно мы получили карточку первого впечатления от 81-летнего посетителя и его жены, где было сказано: «Благодарим, что вы разогнали нашу старческую кровь!» Когда поет церковь Седлбек, уснуть невозможно» [135].

Известный евангелист Билли Грэм называет христианский рок своим переводчиком между ним и неверующими людьми. Он пишет: «Современная христианская музыка и выступает иногда для меня в роли такого переводчика» [154].

Л. Моррис также высказывает свое мнение в защиту «привлекательности» церкви: «Основная проблема Церкви на Западе — сделать евангельскую весть привлекательной для тех, кто еще не знаком с ней…Одна из основных целей богослужения — вовлечь людей в более тесные взаимоотношения с Богом. В богослужении и песнопении Бог становится ближе к верующим, стремящимся, в свою очередь, быть ближе к Нему. Это приводит к глубокому чувству духовного насыщения, исцеления и полноты. Часто чувство близости к Богу будет сопровождаться хлопаньем в ладоши, воздеванием рук, коленопреклонением, выкрикиванием и танцами. Все это — библейские выражения богопоклонения…Выразительность общих собраний церкви может кого-то напугать, но на самом деле обладает эффектом оживления службы и приближает людей к Богу. Широкое распространение пятидесятнических и харизматических церквей помогло людям легче выразить и принять веру» [72].

Боб Рассел пишет: «Главная цель церкви — прославлять Бога, и для этого хороши все музыкальные стили. Музыка сама по себе — лишь средство…Бог повелел нам петь новую песнь. Шесть раз в Псалмах и в Книге Откровения упоминается «новая песнь». Нам дается повеление «воспевать Богу новую песнь» (Пс.32:3; 40:3; 96:1; 98:1; 144:9; 149:1) и сказано, что живущие на небесах будут петь новые песни (Отк.5:9: 14:3). Если вам не нравятся новые песни, то на небесах вам придется тяжело!» 74].

Стив Миллер, защищая позиции нейтральности музыки и ее стилей, пишет:

«Мне представляется, что музыкальный стиль сам по себе вызывает безобразную реакцию публики не больше, чем музыка «кантри» заставляет людей пить и танцевать в ночном «кантри-клубе». Реакция публики обуславливается скорее стремлением людей, которых «заводят» исполнители, чем стилем музыки» [123].

В этих позициях таится дух заблуждения, потому что на первое место ставится человек, а не Бог. Вопрос должен стоять не в том, что нравится людям, а что нравится Богу, что угодно Ему, а не человеку и его вкусам. Слово Божье призывает нас, чтобы мы «пребывали совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол.4:12), чтобы «водворяясь ли, выходя ли быть Ему угодными» (2Кор.5:9), чтобы «поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1:10). Апостол Павел дает важный принцип богоугодного хождения христиан: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10). Не для прославления и возвеличивания человека должно быть направлено все в нашем служении, хождении и поклонении Богу, но для славы Божьей по принципу: «Все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31).