О кальвинизме

Непримиримая позиция к Католической Церкви у Кальвина перешла во враждебное отношение ко всякому инакомыслию. Он первым в протестантском лагере возвел в практику преследование иноверцев, а затем это перешло к его многим последователям. За пять лет (1542–1546) Женева, в которой было всего 16–20 тысяч жителей, стала свидетельницей 57-и смертных казней и 76-ти изгнаний из города. Все эти приговоры были одобрены Кальвином [309; 310]. Лишь за два года (1558–1559) различного рода наказания за прегрешения обрушились на 440 человек. Поэтому многие называли в то время Женеву «протестантским Римом», а Кальвина — «протестантским женевским папой». Этот дух переняли многие последователи Кальвина. При существующей системе трудно было что-то возразить и противопоставить системе богословия и практике кальвинизма.

Одним из первых, кто системно выступил против взглядов Кальвина, был Якоб Арминий (1559–1609); он не дожил до Дортского Синода 1618 года, на котором были приняты пять принципов кальвинизма. Арминий в 1576 году поступил в Лейденский университет, где он приобрел первый опыт противостояния реформатской церкви, придерживаясь иного мнения в отношениях между церковью и государством, считая, в противовес Кальвину, что государство никак не должно вмешиваться в церковные вопросы. После окончания в 1581 году университета Арминий был еще очень молод для пасторской работы. Поэтому он начал обучаться в академии Жана Кальвина в Женеве, где в это время кафедру богословия возглавлял преемник Кальвина Теодор Беза, воззрения которого многие называют «гиперкальвинизмом», или крайним кальвинизмом. В конце 1587 года Арминий прибыл в Амстердам. В это время шли споры об учениях Кальвина и Безы. Одним из суровых критиков кальвинизма был Дирк Коорнхерт. Под его влиянием два служителя-реформата из Делфта выразили свое несогласие с учением Безы в 1589 году. Арминия попросили вмешаться в эту дискуссию. По мнению многих, Арминий вначале сам придерживался многих кальвинистских позиций. Исследуя Писание, чтобы защитить кальвинизм Безы от критиков, Арминий обнаружил, что Библия не поддерживает кальвинизм [272, с. 12]. Арминий изложил свои взгляды, к спору подключились власти, и серьезное столкновение учений было неизбежно. В центре всех споров был вопрос о предопределении. В отличие от кальвинистов, которые считали, что спасение или проклятие являлись безусловными, Арминий пришел к выводу, что они обусловлены верой человека. Он также утверждал, что предведение Богом выбора людей не заставляет их совершать грех и не делает его необходимым. Разногласия были крупномасштабными, включавшими в себя не только вопросы богословия, но и политические вопросы, а также споры о разделении церкви и государства. Арминий и его соратники настаивали на созыве синода, который бы рассмотрел спорные темы, с чем не соглашались его оппоненты.

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто