О кальвинизме

Еще до созыва Дортского синода была проведена соответствующая подготовка для подбора делегатов. Только трем делегатам-арминианам из провинциального Утрехта удалось проникнуть на синод, но им пришлось уступить свои места трем кальвинистам, выдвинутым меньшинством этой провинции. Судьба арминианства была предрешена. Епископий и его друзья (всего 13 человек) выступали на синоде просто в качестве просителей и протестовали лишь против безоговорочного подчинения. Арминиане не присутствовали на синоде, а вызывались в качестве обвиняемых перед вынесением приговора [317]. Дортский синод не был местом для диалога на основании Писания, как это желали арминиане, а стал орудием для подавления противников предопределения. Председательствовал на синоде И. Богерман, который перевел на голландский язык брошюру Безы о наказании еретиков, в которой оправдывалась казнь инакомыслящих [309]. Первым секретарем на синоде был Ф. Гомий, который перевел Бельгийское исповедание на латинский язык. Каноны Дортского синода были приняты как нормативный документ Голландской реформатской церкви, подтверждающий Бельгийское исповедание и Гейдельбергский катехизис. Важнейшим обвинением, выдвинутым в адрес арминиан, было то, что принятие пяти статей ремонстрантов «означало бы ревизию Бельгийского исповедания» и Гейдельбергского катехизиса, которые (именно они, а не Библия, хотя лозунг реформаторов — “Только Писание!”) служили критерием истины.

На Дортском синоде взгляды ремонстрантов были отвергнуты как еретические. Синод провозгласил истинность кальвинистского учения по пяти затронутым вопросам и принял пять пунктов кальвинизма, кальвинизм получил безоговорочное одобрение. На последней сессии 9 мая 1619 года синод принял 93 канонические правила и подтвердил авторитетность Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса. В 1646 году было принято Вестминстерское исповедание, причем некоторые члены Ассамблеи были участниками Дортского синода [318]. Синод закончил свою работу 9 мая 1619 года, закончил банкетом в честь победы кальвинистской ортодоксии. Осуждение арминианства было спланировано заранее, поскольку власть имеющие не желали пересматривать на основе Библии удобные для них каноны. И по настоящее время «Дортские каноны» остаются частью официального учения многих реформатских церквей во всем мире.

Так как ремонстранты были официально осуждены как еретики, последовали гонения и наказания как со стороны церкви, так и со стороны государства. Все пасторы-арминиане (около 200 человек) были разжалованы. Служители–ремонстранты были изгнаны из своих кафедр. Те, кто не хотел хранить молчание и выражал несогласие, были высланы из страны. Арминианам запретили проповедовать под угрозой ссылки и конфискации имущества. Некоторые были посажены в тюрьму, среди них — приговоренный к пожизненному заключению Гроций, который потом убежал и скрывался. Ольденбарнвельт был обезглавлен 14 мая 1619 года в Гааге через пять дней после окончания синода за якобы совершенное государственное преступление. Его обвинение «в государственной измене» доказать не удалось, но тем не менее старца казнили. Были слежки и доносы на неблагонадежных, при этом шпионам платили за выслеживание тех, кто был изгнан и пытался вернуться на родину [315]. Из 44 служителей, подписавших Ремонстрацию (1610 год), через десять лет после ее подписания в живых осталось лишь несколько человек.

Некоторые светские историки называют Дортский синод «кальвинистским инквизиционным трибуналом» [319]. Т. Греттен, изучавший период жизни церквей во времена Дортского синода и после него, так описал состояние христианства после синода в своей книге «История Нидерландов»: «Богословие подвергалось мистификации, религия была опозорена, а над христианством просто надругались. После шести месяцев разгула дикости и обмана все это издевательство закончилось заявлением председателя, что неслучайные результаты работы синода поколебали ад. Естественным продолжением синода стали запреты, изгнания и смертные приговоры. Разногласия, которые он ставил целью преодолеть, в тысячу раз усилились. Его решения нанесли неизмеримый вред тому самому делу, которому он хотел посвятить себя. Первой с ужасом и отвращением эти решения отвергла Англиканская Церковь. Протестанты во Франции, германии и даже в Женеве, колыбели кальвинизма, были потрясены и возмутились, единодушно смягчая свои исповедания веры» [291, с. 63].

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто