О кальвинизме

4. В четвертой статье подчеркивается возможность выбора человека и говорится, что благодать не подчиняет свободу человека себе, она действует так, что человек может отвергнуть или принять ее. Свободную волю человек может выразить после получения благодати, но эту благодать можно принять или отвергнуть.

«… Как показывает образ действия благодати, она не является неотразимой, так как о многих написано, что они отвергли Духа Святого».

5. В пятой статье осторожно показано, что человек не лишен возможности утратить спасение, но этот вопрос нуждается в исследовании.

«Те, кто соединился со Христом в истинной вере и таким образом разделил с Ним Его животворящего Духа, обладают всей полнотой силы, чтобы бороться против сатаны, греха, мира и их собственной плоти и одержать победу… Но могут ли они по небрежности отречься от начатой жизни во Христе, снова вернуться к греховному миру, отвернуться от святого учения, им переданного, утратить совестливость и лишиться благодати, должно быть более детально выведено из Священного Писания, прежде чем мы сами сможем учить этому с полной сознательной убежденностью».

Арминий был осторожен в вопросах неотступности святых, потому что этот вопрос был менее животрепещущим в то время, по сравнению с сегодняшним днем. Он писал: «Я никогда не учил, что истинный верующий может полностью или окончательно отпасть от веры и погибнуть, однако я не скрою, что есть в Писании фрагменты, которые, мне кажется, имеют подобное значение» [312]. Позже арминиане выразят свою позицию более однозначно и противопоставят ее кальвинистскому учению о неотступности святых. Среди ведущих сторонников взглядов Арминия были Уитенбогерт, богослов Симон Епископский, Гуго Гроций, Ольденбарнвельт.

Такая позиция многих христиан не давала покоя сторонникам противоположной точки зрения. На другой стороне выступали Гомарий, Мориц, Богерман, Гомий и многие другие сторонники теории предопределения, облеченные светской властью. Исторические события борьбы между арминианами и кальвинистами описаны во многих источниках [272; 291; 313–316]. В 1618 году набиравший власть Мориц насильно, с помощью городской стражи, заменил ремонстрантов кальвинистами во всех городских советах. Р.Е. Пикирилли так описывает разворачивающиеся события: «Мориц убедил многих в том, что Ольденбарнвельт и арминиане симпатизируют католикам и неизбежно отдадут страну в руки испанцев. Ему удалось подготовить общественные настроения таким образом, чтобы национальный синод оказался в большинстве своем против арминиан…. Хотя на синоде рассматривались проблемы поместной церкви, приехали представители реформатских церквей из Великобритании, Швейцарии, Пфальца, Гессе, Веттерау, Эмдена и Бремена. Точка зрения была выбрана изначально: состав делегатов предполагался таким, что арминиане исключались по определению» [312, с. 23-25].

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто