О кальвинизме

Эти все утверждения — «да и аминь!». С этим согласны все евангельские верующие. Мы не разделяем учение пелагиан, которые учили о возможности спасения делами. Это учение было подвергнуто осуждению на Оранжском синоде в 1529 году, но синод не настаивал на абсолютном предопределении и на непреодолимой, абсолютной силе благодати [11, с. 772].

Суть вопроса состоит в следующем: способен ли человек на выбор, способен ли человек ответить на призыв Божий и на Божье предложение о принятии дара веры и благодати даже с Божьей помощью, или же Бог вынужден насильственно рождать верующих свыше, а потом они уже будут веровать и идти за Богом? Дает ли Бог каждому человеку, природа которого испорчена грехом, возможность ответить на Божью благодать и совершить положительный отклик или лишает такой возможности? Оказывает ли Бог помощь каждому человеку, чтобы он мог сделать выбор и дает ли Он такую благодать всем или только избранным? Кальвин утверждает однозначно, что не всем, а только избранным через Божью работу Духа без согласия человека: «Человек обладает свободой воли для совершения добрых дел, только если ему помогает милость, которая дается лишь избранным через их новое рождение. Я оставляю без внимания утверждение безумцев, будто она дается всем без разбора» [301, с. 259].

Кальвин признает, что Бог говорит всем людям, но Он не всем одинаково являет Свою благодать, а только избранным: «Свет, которым обладают отверженные, подобен росе, которая исчезает без следа. Это не означает, что Святой Дух ошибается или обманывает: Он не оживляет брошенное в них семя, дабы оно сделалось нетленным, как это происходит у избранных» [271, с. 26]. Он пишет: «Есть всеобщее призвание; оно заключается во внешней проповеди Евангелия, посредством которой Господь зовет к Себе всех людей без всякого различия, даже тех, кому Он предлагает его со смертоносным запахом (2Кор.2:16), как основание для самого сурового приговора. Есть и другое, особое призвание, с которым Господь обращается только к верным Ему, когда внутренним светом духа Он запечатлевает евангельское учение в их сердцах. Порой Он обращается с таким призванием и к тем, кого просвещает лишь на короткое время. Но вскоре из-за неблагодарности Бог оставляет их и повергает в еще большее ослепление» [271, с. 427]. Кальвин говорит об отверженных: «Поэтому, будучи призваны извне, внутри они не имеют достаточно силы, чтобы неотступно следовать до конца. Это внешнее призвание без тайного действия Святого Духа есть как бы средняя милость (grace moyenne) между отвержением человеческого рода и избранием верных, которые истинно суть дети Божьи» [271, с. 385, 386].

В отличие от такого подхода, многие евангельские христиане считают, что Бог дает всем людям (а не только избранным) посредством действия Духа Святого благодать, предшествующую возрождению. Это — предваряющая благодать. Бог Духом Святым воздействует на сердце еще невозрожденного человека, обличает его в грехе (Ин.16:8-11), взрыхляет почву сердца, что дает возможность положительно откликнуться на истины Христовы верой. Предваряющая благодать — это благодать, которая ниспосылается Богом всем людям без различия, в равной степени (Плач.3:22,23; Лк.6:35; Мф.5:45; Иак.1:17; Рим.2:4; Рим.4:16; Еф.2:7; Пс.32:5; Деян.17:27,28). Она составляет основу всего доброго, что только встречается в людях.

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто